МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы

«Живая жизнь» В.С. Высоцкого

     Если не был бы я поэтом,
     То, наверно, был мошенник и вор.
     С. Есенин
     Более 20 лет прошло со дня смерти Владимира Семеновича Высоцкого. Теперь ясно, что он не только «останется», но будет энергично вмешиваться в жизнь живых. «В том состоянии, в котором находится народ, ему нужен именно Высокий — художник синкретический, впитавший и воплотивший всю сумятицу вкусов в нечто высшее и вместе с тем доступное»,— писал известный поэт Д.Самойлов. Смерть Высоцкого, как сказал Бродский, не только потеря для русской поэзии — это потеря для русского языка. Бард не заимствовал и не «слизывал» — он создавал: творил свой мир, свой язык.
     Несомненно также, что Высокий (одним из очень немногих) сумел в самые несвободные времена защитить честь свободного русского слова.
     Так случилось — мужчины ушли,
     побросали посевы до срока.
     Вот их больше не видно из окон,
     растворились в дорожной пыли.
     Вытекают из колоса зерна —
     эти слезы несжатых полей,—
     И холодные ветры проворно
     потекли из щелей...
     Для наиболее проницательных людей талантливость Высоцкого была очевидна. Синявский в 1974 году писал «об индивидуальном, авторском голосе поэта, осмелившегося запеть от имени живой, а не выдуманной России».
     Я вам мозги не пудрю —
     уже не тот завод:
     В меня стрелял поутру
     из ружей целый взвод.
     За что мне эта злая,
     нелепая стезя,—
     Не то, чтобы не знаю,—
     рассказывать нельзя.
     «Поэт после смерти принадлежит всем?» Если — да, то только творчество или вся жизнь? Высоцкий в интервью 1974 года говорил: «Да зачем вам факты моей биографии? Кому это интересно: родился, жил... В моей жизни были другие моменты, которые для меня гораздо важнее».
     Теперь нам интересно и важно все — не только спектакли и фильмы, песни и стихи, но также люди и события, даже мелочи и детали. Он был великим артистом, поэтом, бардом, оттого предполагал некоторую публичность проживания жизни.
     Мы бдительны — мы тайн не разболтаем,—
     Они в надежных жилистых руках,
     К тому же этих тайн мы знать не знаем —
     Мы умникам секреты, доверяем,—
     А мы, даст бог, походим в дураках.
     Правду о Высоцком хочется знать, и она нужна, уж слишком явным было противоречие между трагическими стихами и прекраснодушными воспоминаниями. Его жизнь была «невероятной по взлету и высоте полета».
     Этот день будет первым всегда и везде —
     Пробил час, долгожданный серебряный час.
     Мы ушли по весенней высокой воде,
     Обещанием помнить и ждать заручась.
     Любое время, а наше особенно, нуждается в правде и подлинности: резко возросла цена «человеческих документов» — писем, дневников, материалов. А песни-монологи Высоцкого — это живое свидетельство поколения, откровенно говорившего с современниками и оставлявшего «послания» потомкам. Время это подтвердило. Высоцкий столь же популярен в наши дни, как и в 70-е.
     От границы мы землю вертели назад
     (Было дело сначала).
     Но обратно ее закрутил наш комбат,
     Оттолкнувшись ногой от Урала.
     
     Не пугайтесь, когда не на месте закат,
     Судный день — это сказки для старших,
     Просто Землю вращают, куда захотят.
     Наши сменные роты, на марше.
     Усилия приблизиться и понять живого Высоцкого не напрасны. Его стихи раскрывают не только безграничный талант Владимира Семеновича, но его отношение к жизни, к тем ее сторонам, которые нравились или отвергались им. Он не был сторонним наблюдателем, а всегда активным участником своей эпохи.
     Но запеть-то хочется, лишь бы не мешали,
     Хоть бы раз про главное, хоть бы раз — и то!
     Я кричал со всхрипом я — люди не дышали,
     И никто не морщился, право же, никто.
     Да зачем же вы тогда все: «вранье» да и «хаянъе»?
     Я всегда имел в виду мужиков — не дам.
     Вы не слушали меня, затаив дыхание.
     И теперь ханыжите,— только я не дам.
     В судьбе Высоцкого, как и в судьбе любого другого большого поэта, есть и тайна, и дар. Тайна остается всегда, потому что «судьба не настигает людей извне, а рождается из глубин самого человека». Но судьба Высоцкого — это дар всем и на все времена.
     Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю
     Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю...
     Что-то воздуху мне мало — ветер пью, туман глотаю,—
     Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю!
     Для нашего же поколения Высоцкий — это легенда и вполне живой человек, сумевший заговорить с читателями и слушателями на понятном языке, на интересующие их темы.