МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы






Авторская песня Ю.И. Визбора

     С именем Юрия Визбора связано зарождение и становление авторской песни, столь любимой и популярной начиная с 60-х годов. «(Самодеятельная». «бардовская» песня объединяет вокруг себя гнодей разных поколений. Когда она только начиналась, ее пели потихоньку на кухнях, в компаниях единомышленников. Визбор не дожил до того времени, когда авторская песня заняла достойное место в современной русской поэзии и открыто исполняется на сценах и печатается в сборниках.
     Авторская песня родилась из стремления к правде, она возникла как естественное продолжение откровенных, неформальных разговоров между людьми. Отсюда - внутренне присущее этой песне ответственное отношение к слову. У Визбора явно просматривается точный отбор строго соответствующей лексики.
     Есть Родина, есть несколько людей,
     Которых называем мы друзьями.
     Официальная идеология насаждала в стране ложное, обезличенное чувство коллективизма. Поэтому в массовых песнях звучало «мы» как норма отношения ко всему происходящему. Авторская же песня, содержащая монолог поэта, рассчитана не на пассивное слушание, а на сочувствие. Поэтому так часто в ней звучат голоса многоликих персонажей — как в одной из самых знаменитых песен Визбора о технологе Петухове и его встрече с «наследником африканским». Песня сразу приобрела широкую известность, и молва даже приписывала ее Владимиру Высоцкому. Двадцать пять лет спустя эта песня совсем не устарела, оказалась созвучной нынешнему духу трезвости и самокритики, а выражение «Мы впереди планеты всей!» вошло в нашу речь как своеобразный «пароль» застоя, парадности и показухи.
     Юрия Визбора считают «подлинным корифеем человеческого общения», блестящим «высту- пальщиком», по выражению Б. Окуджавы, и своего рода «собирательной» фигурой в нашей культуре. Филолог по образованию, профессиональный актер и литератор, он вместе с тем был совершенно своим человеком в среде спортсменов, альпинистов, космонавтов. Это отчетливо проявилось и в разнообразном, динамичном языке его песен, сотканном из категорий книжной культуры, литературных имен и названий, из военной и спортивной лексики, искусно обыгранных географизмов и профессионализмов и, конечно, сочной разговорной лексики разных сословий.
     «Проникся, - говорит он, - лучшим чувством.
     Открой, - говорит, - весь главньй ваш секрет!» -
     «Пожалуйста, - говорю, - советское искусство
     В наш век, - говорю, - сильнее всех ракет!»
     Символами дружбы, любви, мужества предстают у Визбора и московский Охотный ряд, и «гордый красавец Эрцог» на Домбае, и памятный с детства сретенский двор, и далекое северное плато Рас- вумчор. Здесь проявилось присущее авторской песне особое отношение к именам собственным, которые становятся своеобразными «вещественными доказательствами» подлинности песенных рассказов.
     Особенностью песен Визбора является то, что он с неподдельной любовью и знанием оперирует высокими именами, прославленными названиями. Они для него не являются знаками престижности или непочтительной фамильярности, это слова, указывающие на непрерывность духовной связи с предшественниками.
     А где же наша беды? Остались мелюзгой
     И слава, и вельможный гнев кого-то...
     Откроет печку Гоголь чугунной кочергой,
     И свет огня блеснет в пенсне Фагота...
     За свою жизнь Визбор перепробовал множество профессий и увлечений: сценарист, драматург, художник, актер, горнолыжник, альпинист, авиаспортсмен. И везде он находил друзей, которым посвящал свои песни. Каждому из них подобраны особые слова, каждый привнес в жизнь поэта свою частицу души, за что он их и благодарит. Например, в «Посвящении Вениамину Смехову» - другу, известному актеру - Визбор высказывает благодарность за преданность и верность и воспевает благородную мужскую дружбу:
     Так шли мы по земле летней,
     По березовым лесам к югу,
     Предоставив остальным сплетни,
     Не продав и не предав друга.
     А от дружбы что же нам нужно?
     Чтоб была она мужской дружбой,
     А не просто городским делом.
     Значительным и интересным в творчестве Визбора являются песни, в которых он переосмысливает имена выдающихся представителей искусства. В стихотворении «Спутники» это феерическое переплетение имен знаменитых художников, музыкантов, писателей и поэтов в воображаемом путешествии «по респубпике Цветаевой, через область Заболоцкого», «между пиком барда Пушкина и вершиной Пастернак». И не фамильярное «занижение» знаменитых имен звучит в стихотворении, а дружеская признательность тем гениям, которые являют собой духовность и сопровождают нас всю жизнь; поистине, это настоящие «спутники». Поэт резко отмежевывается от лжеспутников, с которыми ему не по пути:
     Некто Вольфганг Амадеевич слал нам
     ноты из-за облака,
     Друг наш Николай Васильевич улыбался
     сквозь туман,
     Слава Богу, мы оставили топь Софроновскую побоку,
     Двор заезжий Долматовского и пустыню Налбандян...
     Авторская песня ищет прочную связь между значением слова и его звучанием. Вследствие этого широко испопьзуются звуковые повторы - от комически-каламбурных («Кандалами гремит Кандалакша») до трагедийно звучащих:
     И лишь майор десантных войск Н.Н. Зятьев
     Лежит пристреленный под городом Герат.
     С остроумной непринужденностью звучат такие повторы и в последней песне Визбора - «Цейской»:
     Этот в белых снегах
     Горнолыжный лицей -
     Панацея от наших несчастий,
     Мы не верим словам,
     Но в альплагере «Цей»
     Все мы счастливы были отчасти.
     Не веря словам, утратившим смысл, Визбор неустанно искал и находил новое слово о времени и человеке, всегда подчеркивая чувство «поэтического братства»:
     Между Грином и Волошиным
     на последнем переходе мы
     Возвели шатер березовый, осветив его костром, -
     И собрали мы сторонников рифмы, кисти и мелодии -
     И, представьте, тесно не было нам за крошечным столом!
загрузка...