МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы






Человек и природа в русской литературе (по лирике Ф.И. Тютчева)

     Две души живут в груди моей, всегда враги.
     И.В. Гете «Фауст»
     Не то, что мните вы, природа...
     Ф.И. Тютчев
     Ф.И. Тютчев - мастер пейзажа, его пейзажная лирика была новаторским явлением в русской литературе. В современной Тютчеву поэзии почти не было природы как основного объекта изображения, а в лирике Тютчева природа занимает доминирующее положение. Именно в пейзажной лирике проявляются особенности миросозерцания этого незаурядного поэта.
     Пейзажная лирика отличается философской глубиной, поэтому для того, чтобы понять отношение Тютчева к природе, его пейзажную лирику, необходимо сказать несколько слов о его философии. Тютчев был пантеистом, и в его стихотворениях Бог часто растворяется в природе. Природа для него обладает высшей силой. И стихотворение «Не то, что мните вы, природа...» отражает отношение поэта к природе, его понимание природы, оно концентрирует в себе всю философию поэта. Природа здесь равна индивидуальности, она одухотворена, очеловечена. Тютчев воспринимал природу как нечто живое, пребывающее в постоянном движении.
     В ней есть душа, в ней есть свобода,
     В ней есть любовь, в ней есть язык...
     Тютчев признает присутствие в природе Мировой души. Он' считает, что истинным бессмертием обладает природа, а не человек, человек — это лишь разрушающее начало.
     Лишь в нашей призрачной свободе
     Разлад мы с нею создаем.
     А для того, чтобы не вносить в природу разлад, надо быть ближе к ней, уметь ее почувствовать, раствориться в ней.
     Тютчев разделял натурфилософские взгляды Шеллинга, который выделял идею полярности как принцип единства. И два противоборствующих начала, которые создают единое целое, пройдут через всю лирику Тютчева, в том числе и пейзажную. Его привлекала природа в борьбе и игре двух стихий, в катастрофических состояниях. Его романтизм основан на признании жизни как нестихающей борьбы противоположностей, поэтому его привлекали переходные состояния человеческой души, переходные времена года. Недаром Тютчева называли поэтом переходных состояний. В 1830 году он пишет стихотворение «Осенний вечер». Осень — это переходное время года, и поэт показал момент изнеможения природы, бытия, природа здесь таинственная, но в ней
     Ущерб, изнеможенъе — и на всем
     Та кроткая улыбка увяданья...
     Красота и божество природы связаны с ее увяданьем. Гибель и страшит поэта, и манит его, он ощущает затерянность человека среди красоты жизни и ее ущербности. Человек — это лишь частичка огромного мира природы. Природа здесь одушевлена. Она вбирает в себя
     Зловещий блеск и пестроту дерев,
     Багряных листьев томный, легкий шелест.
     Из стихотворений, в которых Тютчев пытается постичь переходные состояния, можно выделить стихотворение «Тени сизые смесились...». Поэт здесь воспевает сумрак. Наступает вечер, и именно в этот момент душа человека роднится с душой природы, сливается с ней.
     Все во мне, и я во всем!..
     Для Тютчева очень важен миг приобщения человека к вечности. И в этом стихотворении поэт показал попытку «слиться с беспредельным». И именно сумрак помогает осуществить эту попытку, в сумерках наступает миг приобщения человека к вечности.
     Сумрак тихий, сумрак сонный...
     С миром дремлющим смешай!
     Несмотря на то что Тютчева привлекали переходные, катастрофические состояния, есть в его лирике и дневные стихотворения, в которых поэт показывает и умиротворенное утро, и прелесть дня. День для Тютчева — это символ гармонии и спокойствия. Спокойна днем и душа человека. Одним из дневных стихотворений является «Полдень». Представления о природе здесь близки к античным. Особое место занимает образ великого Пана, покровителя степей и лесов. У древних греков считалось, что полдень — священный час. В этот час покой, час сна охватывает все живое:
     И всю природу, как туман,
     Дремота жаркая объемлет.
     Образ великого Пана сливается с картиной дневного полдня. Здесь знойная гармония природы. Абсолютно противоположно этому произведению стихотворение «О чем ты воешь, ветр ночной?..». Здесь поэт показал мир души ночной. Усиливается тяготение к хаосу. Ночь и страшна, и соблазнительна, потому что ночью возникает желание заглянуть в тайны мироздания, ночью человек может погрузиться в бездну своей души, которой нет предела. Это желание поэт называет «жаждой слиться с беспредельным». Хаос страшен, но для ночной души он необходим. Природа, ночной ветер причастны к тайне бытия, поэтому поэт так страстно обращается к ветру:
     Что значит странный голос твой,
     То глухо жалобный, то шумно?
     Стихотворение очень напряженное. Возвышенная, самозабвенная любовь к природе, попытка родства с ней, борьба противоположных чувств, философская глубина отличают пейзажную лирику Тютчева. Образ природы и образ человека — это контрастные образы, но они соприкасаются, граница между ними очень зыбкая, и они составляют единство. Над противоположностью всегда господствует единство. Неизмеримо большое — природа и неизмеримо малое — человек. Они всегда связаны.
     В наше время проблема взаимоотношений природы и человека стоит особенно остро. Человек разрушает природу, а ведь он должен жить по ее законам. Природа без человека обойтись может, а человек без природы не проживет и дня. Человеку необходимо слиться с природой, он не должен нарушать ее гармонии.