МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы






Общая характеристика творчества А.Т. Твардовского

     Ему недоставало еретичества,
     чтобы стать гением.
     Ф. Абрамов
     Александр Трифонович Твардовский родился на Смоленщине в тысяча девятьсот десятом году. Долгими зимними вечерами в семье любили читать вслух Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Толстого. Интерес к литературе, знакомство с классикой рождали в мальчике желание писать самому. В 1925 году
     появляются первые стихи начинающего поэта. С тысяча девятьсот двадцать восьмого года Твардовский работает в Смоленске корреспондентом, происходит его становление как поэта. Для стиля поэта стало характерным говорить просто, доступно, эмоционально и образно. Уже в 1931 году в Москве, в издательстве «Молодая гвардия» вышла поэма «Путь к социализму», первое крупное произведение Твардовского.
     1929-1933 годы были наиболее трудными для поэта. Внутренние проблемы собственного становления художника столкнулись с внешними обстоятельствами. Тяжелой была судьба его семьи, раскулаченной в ходе одного из типичных «перегибов». Душевные переживания этого периода выльются много позже в поэму «По праву памяти» (1966-1969 гг.). А пока юный поэт отстаивает «завет первоначальных дней», его ответом на жизненные испытания стала поэма «Страна Муравия». Она повествует об эпохе коллективизации на селе, о «великом переломе», когда, преодолевая мучительные сомнения, в колхозы пошел середняк.
     О чем бы ни писал Твардовский, в центре внимания поэта — образ простого человека-труженика.
     В суровые годы Великой Отечественной войны лирика Твардовского созвучна поэзии большинства авторов: ратный подвиг солдат и героизм тыла, когда даже дети не оставались в стороне от этих событий. Вершиной творчества этого периода является поэма «Василий Теркин» — своеобразный памятник духу русского человека на войне:
     Взвод на правом берегу
     Жив-здоров назло врагу!
     Лейтенант всего лишь просит
     Огоньку туда подбросить.
     А уж следом за огнем
     Встанем, ноги разомнем.
     Что там есть, перекалечим,
     Переправу обеспечим...
     Вскоре после войны Твардовский пишет поэму-воспоминание «Дом у дороги». Это взволнованный рассказ поэта, обращенный ко всем живущим, не забывать прошлого, его уроков. Эта поэма о силе, стойкости и выносливости русского человека, о любви, подвергшейся тяжелым испытаниям, о святости и чистоте воинского долга солдата. В следующей поэме «За далью — даль» поэт путешествует не только в пространстве от Москвы до Владивостока, но и во времени, осмысливая путь, пройденный страной и ее народом, вспоминает тревожную юность. Органическая связь прошедшего и настоящего помогает лучше понять современность. Поэт скажет: «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу». Поэт отмечает в новейшей истории России три этапа: коллективизацию, войну, послевоенное строительство. И на каждом из этих этапов муза «тревог и потрясений» с особой поэтической силой и искренностью воплощала самое важное, сокровенное в сознании и чувствах миллионов народных масс.
     Стихи Твардовского при их кажущейся «простоте и легкости» требуют напряженного внимания. Лирический герой часто сливается с образом автора, их голоса звучат слаженным дуэтом:
     На новостройках в эти годы
     Кипела главная страда:
     Вставали в заревах заводы,
     Росли под небо города.
     И в отдаленности унылой
     За той большой страдой село,
     Как про себя ни гомонило,
     Уже угнаться не могло.
     Поэзия Твардовского — своеобразная поэтическая энциклопедия времени, его лирическая, эпическая, временами драматическая история. Великие события отразились в его творчестве в форме прямого их изображения и как отдельные переживания, размышления.
     Земля родная, что же сталось,
     Какая странная судьба:
     Не только юность, но и старость —
     Туда же, в город, на хлеба,
     Туда на отдых норовила
     Вдали от дедовских могил...
     Давно, допустим, это было,
     Но ты-то сам когда там был?
     Своеобразие пути Твардовского отразило жизнь страны и ее народа в самые драматические периоды ее истории.
     Перед лицом ушедших былей
     Не вправе ты кривить душой, —
     Ведь эти были оплатили
     Мы платой самою большой...
     Поражает уже в ранних стихах Твардовского их полная самобытность, отсутствие подражания и литературности. Поэзия подъема и трудностей становления государства, духовные искания и переживания личности, культурный и духовный рост простого труженика — все это отразилось в многогранной поэзии Твардовского.
     Забыть, забыть велят безмолвно.
     Хотят в забвенье утопить
     Живую боль. И чтобы волны
     Над ней сомкнулись. Быль — забыть!