МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы






Фронтовые будни (по творчеству К.М. Симонова)

     Писательская судьба Константина Симонова круто изменилась в первые месяцы Великой Отечественной войны. До этого он был подающим надежды поэтом и драматургом, правда, хорошо уже известным любителям литературы, и обратившим на себя внимание критики, — первые его стихи были напечатаны в 1934 г., в 1938 г. появилась его историческая поэма — «Ледовое побоище», а в театре имени Ленинского комсомола была поставлена его пьеса «Парень из нашего города». Сначала К.М. Симонов несколько лет проработал токарем. Позже он закончил Литературный институт имени А.М. Горького.
     В дни войны к Симонову пришла поистине народная слава, можно даже точно назвать дату — случай редкий в литературе, — когда родилась эта слава. Произошло это 14 января 1942 г., газета «Правда» напечатала стихотворение «Жди меня». Это стихотворение сразу стало любимым и очень известным, потому что затрагивало самые глубинные струны души. Это произведение было адресовано каждому воину, так как в дни войны у каждого солдата остались дома жена и дети, невеста или любимая. Словом, стихотворение не оставило равнодушным никого, с такой силой и глубиной раскрывались в нем чувства, которые жили в душе русского воина, что имя его автора сразу же стало известно миллионам людей.
     Еще до войны в заголовках критических статей, посвященных симоновским стихам, не случайно так часто возникает слово «мужество». В его лирике раскрывается внутренний мир человека деятельного.
     Казалось, Симонов написал в те годы так много, что исчерпал весь запас фронтовых впечатлений. Но вскоре после войны, рассказывая о людях и событиях, которые легли в основу его военных произведений, писатель уже обещает возвратиться к этим темам. Таким возвращением к незабываемому прошлому, главной его книгой — эпопеей Великой
     Отечественной войны — стали для Симонова трилогия «Живые и мертвые», примыкающий к ней роман «Товарищи по оружию» и цикл повестей и рассказов «Из записок Лопатина». Двадцать с лишним лет работал писатель над этими произведениями. В трилогии рассказывается о разных этапах войны: о беззаветной самоотверженности тех, кто принял на себя удар в первые месяцы, сражаясь до последнего патрона, до последней капли крови, до последнего дыхания (роман «Живые и мертвые»); о победоносно завершившейся битве за Сталинград, в результате которой была окружена, разгромлена и взята в плен трехсоттысячная армия врага, безуспешно штурмовавшая город, битве, которая не только стала символом несгибаемого мужества, но и знаменовала собой долгожданный перелом в ходе второй мировой войны (роман «Солдатами не рождаются»); о том, как наши воины через три года вернулись освободителями в те места, где так страшно для нас началась война (роман «Последнее лето»).
     Работая над трилогией, Симонов не ограничился личным знанием войны, он разговаривал с десятками и сотнями людей, «которые провели войну на других должностях, в другой шкуре», чем он. И делал это много лет подряд. Поэтому главная книга Симонова о войне приобрела черты и значение исторической хроники.
     Об этом говорит сам автор: «Я считаю свою книгу историческим романом. А если б персонажи ее не были вымышленными, я назвал бы ее Документальной повестью».
     Прочитав трилогию, яснее осознаешь, почему начавшаяся в сорок первом году война закончилась через четыре года в Берлине полным разгромом гитлеровской Германии.
     Уроки историй стали жгучей и актуальной темой современности. И то, что Симонов вновь и вновь возвращается к пережитому в грозные дни сражений с фашизмом, — это не только дань памяти тем, кто отдал жизнь в борьбе за свободу и счастье, но и выражение тревоги за будущее мира, и страстное желание сделать все, чтобы война никогда больше не повторилась.
     Константин Михайлович Симонов был представлен ко многим наградам. И был человеком активным, смелым, готовым к любым испытаниям, понимающим, что
     Не нынче-завтра грохнет бой,
     Не нынче-завтра нас разбудит
     Горнист военною трубой.
     Поэзии Симонова свойственны пластичность и живописность изображения, большей частью стихи его сюжетны — это помогло Симонову без особого труда перейти к прозе.
     Для того чтобы написать произведения и в стихах и в прозе, ярко запечатлевшие суровое военное время, надо было хорошо знать и тех, о ком писал, и тех, для кого он писал, — людей, сражавшихся на фронте. Симонов был рядом со своими будущими героями: еще в 1938 г., во время военного конфликта с Японией он в качестве сотрудника армейской газеты «Героическая красноармейская» побывал в Монголии.
     С первых дней Великой Отечественной войны Симонов снова на фронте. За четыре года войны он все время был рядом с русскими солдатами. В своей трилогии «Живые и мертвые» он впервые в советской литературе показал не только самоотверженный героизм воинов, но и трагизм военных поражений, окружения 1941.
     Во многом герои, о которых пишет Константин Михайлович, это те люди, с которыми он встречался на войне. Никто не может описать события Великой Отечественной войны лучше, чем человек, побывавший на этой кровопролитной войне. Вот почему произведения К.М. Симонова так популярны и в наше мирное время, спустя шестьдесят лет со дня победы.