МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы






Выдуманный мир или объективная реальность? (по творчеству Л.С. Петрушевской)

     Не то чтобы нет любви — есть она, но это — искалеченная, изуродованная любовь, это от века деформированные отношения и ничего не поправить.
     И. Пруссакова «Погружение во тьму»
     В русской литературе много прекрасных писателей и поэтов. А.С.Пушкин, А. С. Грибоедов, Л. Н. Толстой — все это писатели, чьи имена бессмертны. Но нельзя сказать, что в наше время нет талантливых поэтов и писателей. Нет, они есть, но их нужно уметь выбрать из того огромного количества имен, заполнивших книжные лавки. Среди них Людмила Петрушевская. Это, на мой взгляд, одна из талантливых писательниц второй половины XX столетия. Ее творчество резко выделяется на фоне других писателей.
     То, о чем пишет Петрушевская, можно встретить на каждом шагу, можно наблюдать каждый день. Ее герои — обьшновенные люди, которые ходят в магазин и на работу, имеют свои пороки и недостатки, о которых она не стесняется говорить. Часто в ее произведениях не происходит никаких действий, событий, но такие рассказы ни в коем случае нельзя считать пустыми, в них нужно вчитываться, иначе нельзя уловить того, что хотела показать писательница. Порою кульминация рассказа — в душах героев, и это выражено лишь одним словом или предложением (в рассказе «Две души» кульминация — сухой разговор вдовы с заносчивым стариком, после которого она испытала «быть может, самое высокое переживание в своей судьбе, поскольку в это переживание входила составными частями вся ее уже давно прошедшая жизнь, теперь оправданная»).
     Мы не замечаем эту повседневность — настолько свыклись с нею, а Л.Петрушевская заметила, осмыслила и не захотела с ней свыкнуться, потому что эта повседневность убивает в человеке все лучшие чувства, как наркоз, действует на мозг.
     Мы позволили себе привыкнуть к уродствам жизни, заставили себя не чувствовать эти острые гвозди, а Петрушевская не может молчать, слишком чувствительна ее душа.
     И. Пруссакова в своей статье совершенно справедливо сравнила Петрушевскую с чеховским человеком с молоточком. «А народ пошел все больше приглуховатый — вот и стучит ощутимо». Напоминает она людям обо всех уродствах жизни своими рассказами, потому что в них говорит не о природе, не о войне, а о самом простом, без всякого преувеличения и искажения, о том, что происходит ежеминутно и ежечасно, — и при этом страшно. В ее рассказах нет надежды на другую жизнь, нет оптимизма, есть только настоящее, которое невозможно изменить.
     Задача писателя — не только увидеть то, что не видят другие, но и сделать это доступным для всех.
     Л. Петрушевская и делает это — открывает глаза читателям на реальную действительность. А темы ее произведений — вечные темы — любовь, ненависть, одиночество, гибель и, конечно же, отношения между мужчиной и женщиной.
     Пожалуй, наиболее ярко показаны взаимоотношения между мужчиной и женщиной в рассказе «Случай Богородицы». Описывая отношения между матерью и сыном, Петрушевская старается ясно показать, что человек чаще всего отвергает людей, ближе которых нет никого, и, со временем поняв свою ошибку, уже никогда не сможет вернуть прошлое.
     В данном рассказе причиной отчуждения сына от матери оказывается то, что в молодости она часто отстраняла его от себя.
     Неудивительно, что рассказ разделен на две части: первая часть повествует о настоящем, о тщетных попытках матери сблизиться с сыном, окружить его заботой, лаской. На любое слово сына она откликается всей душой, пытается привлечь его чем-то: «мать теперь не знала, как к нему подступиться, и боялась себя снова ранить и растравить тоску по нему, спокойно каждый раз отстранявшемуся».
     Вторая часть рассказа — воспоминания о прошлом — объясняет довольно отчужденное отношение сынакмате- ри. Она была еще молода, когда у нее родился сын, ей было не до него, поэтому она отдала его на шестидневку, редко была с ним рядом: « а он все-таки цеплялся за нее каждый раз, когда она уходила из детского сада, оставляя его одного». Он долго искал ее, когда она уходила незаметно, очень тянулся к ней, но она этого не понимала и гнала его ночью, когда он прибегал к ее кровати. И наконец, она сломала его безумную к ней привязанность. Но он ничего не помнит об этом, и она никогда не осмелится ему напомнить: «Она только сама все время помнила и казнила себя».
     Когда сыну нужны были ее любовь, забота и ласка, она отвергла его, а сейчас, поняв свою ошибку, она тщетно пытается вернуть его, потому что теперь «ему становится тесно, неудобно в этой роли обожаемого сына», теперь ему больше нужна свобода.
     Несомненно, тема взаимоотношений мужчины и женщины вечна. Разве у А. С. Пушкина в романе «Евгений Онегин» главного героя не ожидает такая же участь, как и эту мать?
     А разве Печорин не понял свои ошибки после того, как потерял Веру? А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов — русские классики, писатели своего времени.
     Л. Петрушевская — писательница нашего времени. И пишет она о своем времени, о современной, нелегкой жизни. О жизни нескольких семей ее рассказ «Свой круг». Смысл названия сразу понятен: свой круг — компания людей, хорошо знакомых друг другу. Герои рассказа действительно много времени проводят вместе, они живут своим маленьким миром, в котором тоже происходят различные события. Ив этом маленьком мире существует традиция собираться по пятницам вместе, вместе встречать Пасху. Они встречаются не для интеллигентных бесед, а просто для того, чтобы отдохнуть, повеселиться и выпить. Но жизнь каждой семьи связана с жизнью их круга, и если что-то меняется, то это обязательно отражается на их круге. Одна из семей — Марина и Серж. Марина — всеобщая любимица, обаятельная, общительная, добрая и недоступная женщина. Благодаря ее стараниям все с уважением относились к ее мужу, которого она «любила коленопреклоненно» и который полюбил в конце концов другую и ушел от Марины, но никогда не забывал свою талантливую и обожаемую дочь Соню. Вторая семья — рассказчица (своего имени она не упоминает) и «добрый, худой» Колька. У них тоже рос ребенок, мальчик Алеша, маленький, худенький, неприметный, — полная противоположность Сонечке.
     Коля холодно относился к сыну, постоянно кричал на него: «Этот бессильный крик был криком зависти в адрес Сонечки, которая пела, сочиняла музыку, сама писала стихи и сказки». Это чувство зависти к чужому ребенку заглушило в нем все отцовские чувства, и однажды, разозлившись на то, что сын проснулся мокрым, «он саданул Алешу прямо по щеке ладонью».
     Вряд ли кто из писателей написал бы такое, а Петрушевская смогла, потому что ее душа болит от несовершенства мира.
     «Что же это такое? Люди! Посмотрите, что с вами сделала зависть!» — словно говорит писательница.
     А что же мать? Тяжелая жизнь с мужем, с которым они разведены, но жили вместе, так как никто не мог заплатить за развод; недавняя смерть ее родителей; неловкий, «не проявляющий ни малейших признаков таланта» сын, и еще наследственная болезнь, от которой скоропостижно умерла ее мать... Но героиня не впала в отчаянье: «Передо мной открылись новые горизонты, не скажу какие, и я начала действовать».
     В день Пасхи она ходила с Алешей на могилу бабушки и дедушки, где они вместе сажали маргаритки.
     Алеша уезжал с бабушкой и дедушкой на садовый участок, чтобы дать гостям веселиться, пить, гулять всю ночь. На этот раз мать отправила его одного, семилетнего мальчика, на дачу со строгим наказом не возвращаться до утра домой и не звонить в дверь.
     Бессердечно, жестоко — выгнать сына из дома ради того, чтобы взрослые вдоволь нагулялись. Но нельзя судить о героях, не дочитав до конца произведение.
     Вечер не удался, разговор не клеился. Своим поведением она заставила «резко отрицательно» относиться к ней. Здесь же сидел ее бывший муж, который расписался с Мариной. Хозяйка мимоходом говорит о сыне: «Мне одной много не надо, а Алеша ведь идет в детский дом. Я его уже устраиваю и хлопочу».
     Номер удался. Коля обратил внимание, в знак протеста разорвал все заполненные бланки, но других мер не принял. На этом разговор закончился.
     Когда все было съедено и выпито, гости собрались уходить. И что же увидели они, выходя на лестницу? «Все они увидели Алешу, который спал, сидя на ступеньках».
     Мать с разъяренным видом выскочила и «ударила по лицу так, что у ребенка полилась кровь и он, еще не проснувшись, стал захлебываться». На помощь пришел отец, Кож, который в этот момент вспомнил об отцовских правах и, не колеблясь, забрал Алешу к себе.
     Что же получается? Завистливый отец и бессердечная мать. Не надо делать поспешные выводы, так как на этом рассказ не заканчивается. Совершенно непредсказуемую развязку дает Петрушевская.
     «Мой расчет был верным. Они все как один не могли видеть детской крови, они могли разрезать друг друга на части, но ребенок, дети для них святое дело».
     Алешина мать рассчитала все до мелочей, придумала план, который удался, а все это для спасения своего сына.
     Она добилась того, что хотела, того, чего вряд ли добилась бы просьбами и разговорами. Она добилась того, чтобы Алешин отец признал сам своего ребенка, чтобы в нем пробудились отцовские чувства: «Коля взял Алешу на руки, уже не тот Коля, который ударил семилетнего ребенка плашмя по лицу только за то, что тот обмочился».
     Только она знает, что жить ей осталось немного. Заботясь о будущей судьбе сына, она решается на страшный шаг, жертвует всем — даже отношениями с друзьями.
     Настроив их против себя и прикинувшись бессердечной матерью, она обеспечила будущую судьбу своего сына. «...Яне дала ему ключа от садового домика, и он вынужден был вернуться, а стучать в дверь я ему запретила». Героиня считает, что устроила Алешино будущее «очень дешевой ценой».
     Но каково будет ребенку, у которого останутся светлые воспоминания о матери? Но и это она предусмотрела: «Алеша, я с ним так мысленно договорилась, показала ему дорожку и день, я думаю, он догадается, он очень сообразительный мальчик, а там... он меня простит, что я не дала ему попрощаться, а ударила его по лицу вместо благословения. Но так лучше для всех». Вот на что способна безграничная материнская любовь.
     Необычная писательница. Необычный язык. Точнее, слишком обычный — «язык полуученой, что-то, где-то прослышавшей улицы», язык, который привыкли слышать, но не привыкли читать.
     Порой становится немного не по себе от некоторых фраз, и стыдно становится от сознания того, какой жизнью мы живем. Кто-то может обвинить Л. Петрушевскую в чрезмерной грубости, но я уверена, что она ответит словами своей героини: «А чего, собственно, я сказала? Я сказала истинную правду».