МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы






Сохранила ли свою ценность для молодежи 21-го века советская литература? (по роману Н.А. Островского «Как закалялась сталь»)

     "Самое дорогое у человека - жизнь, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы..." - это не комсомольская агитка, а фраза из русской литературы, ставшая хрестоматийным афоризмом. Вот и весь ответ на вопрос о ценности произведений советской литературы. Ведь вошел же Джером Дэвид Сэлинджер в антологию американской литературной классики всего двумя фразами из романа "Над пропастью во ржи".
     Я никогда не сочувствовала коммунистам и не собираюсь поступать в их комсомол, наоборот, я скорей яростная антикоммунистка. Но тема сочинения заключается в оценке исторической ценности советской литературы. И в этом вопросе я категорически против утверждения Александра Солженицына, что в Советском Союзе не было полноценной литературы.
     Главная ценность романа Николая Островского "Как закалялась сталь" в том, что написана эта книга непосредственным и активным участником событий. Как сам писатель говорил о себе и как отзываются о Павке Корчагине, он "из комсы первого призыва". Активный участник Гражданской войны, он был тяжело ранен в боях и потерял здоровье на фронтах войны и на "фронте" советского строительства.
     Биография писателя была действительно героической и достойной уважения: "Сын кухарки. Образование начальное. По первой профессии помощник электромонтера. Работать по найму начал с двенадцати лет". Образования никакого, культурный уровень - исполнитель частушек на гармошке и читатель дешевых приключенческих выпусков о Гарибальди. Как и Павка Корчагин, в пятнадцать лет Островский вступает в комсомол, а с началом Гражданской войны уходит в кавалерийскую бригаду Григория Котовс- кого, анархиста и эдакого Робин Гуда, защитника всех обездоленных, униженных и оскорбленных царской властью, затем - в Первую конную армию "маршала революции" Буденного.
     Жизненный путь подростка-революционера, живущего с братом Артемом и матерью в небольшом западноукраинском городке Щепетовка, начинается с анархистского бунта: Павка насыпал махорки в пасхальное тесто попу, за что был с позором изгнан из школы. Злобный царский режим не дал мальчику из пролетарской семьи пробиться даже к элементарным знаниям, вот как трактует события автор.
     На самом деле никакой политической подоплеки тут нет. Мальчик явно неблагополучный. Так сказать, трудновоспитуемый подросток. Павка бьет подростков из буржуазных семей, ненавидит официантов и буфетчиков на станции, мастеров и десятников из рабочих по принципу: "Все начальники - сволочи!".
     " - И что с тобой будет дальше, когда ты таким хулиганом растешь? - с грустью проговорила мать. - Ну что нам с ним делать? И в кого он такой уродился? Господи боже мой, сколько я мучений с этим мальчишкой перенесла, - жаловалась она" (сыну Артему).
     Артем наставляет брата: "Ну вот так, браток... фокусов не выкидывай. .. [а] то я тебя так разрисую, что дальше некуда".
     Не случись революции, Павке один путь - в тюрьму и на каторгу. Но вот пришла столь желанная и горячо любимая Революция. Вся энергия разрушения, скрытая в тщедушном мальчишке выплескивается наружу Бешеные атаки кавалеристов Первой конной армии требуют этой кипучей энергии разрушения, ненависти ко всем и вся, что "мешало" жить Павке. Думаю, столь же вероятно могло быть, если бы он оказался не только среди большевиков, но и в Гуляй Поле у батьки Махно, победа которого могла обернуться полнейшей люмпенизацией страны. Но роман писался уже в годы установления культа личности Сталина, индустриализации и коллективизации. Призывы к слому старой системы уже были не в моде. Устанавливалась новая, куда более жесткая и жестокая, чем царская, государственная система, которая требовала безоговорочного подчинения и не выносила никакой критики. Новый человек уже не левак-бунтарь, а послушный солдат-винтик "мировой революции" и дисциплинированный комсомолец или член партии.
     К несомненным ценностям романа я бы отнесла умелую композицию романа, удачное чередование Павкиных поражений и побед. То буфетчик его лупит, то он сам бьет петлюровца и освобождает матроса Жухрая. Ловко похищает офицерский револьвер из- под носа у денщика-ротозея- удача, зато теряет любимую Тоню Туманову - неудача. Первая любовь Павки, впоследствии замужняя инженерша Тоня, увидевшая его на стройке узкоколейки в Боярке в галошах и с грязным полотенцем вместо шарфа на шее, была неприятно шокирована. Ожидала встретить Павла хотя бы комиссаром, а он так и не пошел "дальше рытья траншей". Но у Павки, у этого пролетарского Дон-Кихота и "красного святого", комсомольца из легенды, была, оказывается, своя, незримая многим вертикаль восхождения, даже вознесения.
     Писатель откровенно и безо всяких прикрас повествует нам о кровавом становлении советской власти и полной самоотверженности и непримиримости жизни комсомольца Павла Корчагина. Этот литературный образ, в значительной мере определивший тип положительного героя литературы так называемого социалистического реализма, стал предметом для подражания. С него лепили свой характер читатели во многих странах мира. И сам писатель как бы возрождается в своем герое. Наполовину парализованный, полностью слепой, то есть навсегда прикованный к постели, Островский создал роман, заложивший этику отношений огромной страны СССР и половины мира, входившей некогда в соцлагерь.
     Цену Павкиному подвижничеству осознала даже Тоня: "Сколько в нем огня и упорства!.. И он совсем не такой грубиян, как мне казалось..." И я ее чисто по-женски понимаю, потому что женщины любят сильных духом и самоотверженных. Любят, но замуж за таких не выходят.