МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы






Стихи и песни Б.Ш. Окуджавы

     Неожиданная смерть в 1997 году Булата Шалвовича Окуджавы потрясла нас, его современников. Казалось, мы родились с его песнями, и они должны звучать всегда в его исполнении.
     Булат Окуджава - властитель чувств уже нескольких поколений. Его человечное и задушевное песенное слово производит впечатление большой доверительности и естественности. Однако естественность совсем не означает безыскусность, она достигается, по утверждениям любителей его поэзии, в результате смелого творческого обращения с языком.
     Над глубиной бездонных вод,
     над атлантической громадой
     взлетает солнечный восход,
     рожденный райской канонадой.
     Окуджава - поэт военного поколения. На фронт он ушел совсем юным добровольцем. И с того времени тема войны оставалась главной в его творчестве. Его обращение к войне как к одушевленному злу - «Ах, война, что ты. подлая, сделала?» - это выражение отчаянной боли по погибшим «мальчикам», своим сверстникам. В стихотворении «Из фронтового дневника» нет ложной романтики и «красивостей», за что порой упрекали поэта, а есть пронзительные олицетворения: «рядовой одноногий Костыль», «удалой капитан Барабан», «поручик Кларнет», уже не зеленая, а «похоронная, сожженная трава».
     У полковника Смерти ошибки:
     недостача убитых в гробах -
     у солдат неземные улыбки
     расцветают на пыльных губах.
     Ирония поэта вполне оправдана, ибо, это слова не наблюдателя, а самого участника, одного из тех, кто говорит: «...если сами до света дотянем, не останемся здесь, среди роз».
     Отношение Окуджавы к Сталину, которого возносили за победу в Отечественной войне, было слишком смелым для того времени. Обида за репрессированных родителей и понимание преступности стапинского режима заставили его написать:
     Ну что, генералиссимус прекрасный!
     Лежишь в земле на площади на Красной...
     Уж не от крови ль красная она,
     которую ты пригоршнями пролил...
     Я счета не веду былым потерям.
     Но, пусть в своем возмездье и умерен,
     я не прощаю, помня о былом.
     Военная тема тесно переплетается с темой его любимого Арбата, который и «пристанище» поэта, и «воспоминания о детстве», и, наконец, его «религия»:
     Он нашей собственностью был,
     И мы клялись Арбатом...
     Ах, Арбат, ах, Арбат, ты мое отечество,
     никогда до конца не пройти тебя.
     Арбат дорог был поэту во все времена. Окуджава столько сочинил и спел про него песен, что его заслуженно называли «певцом Арбата». С его легкой руки Арбат стал местом, окутанным романтикой. Стали понятными слова: «арбатский воздух», «арбатское вдохновение» и даже «арбатское достоинство».
     Окуджава благодарно воспевает Москву, но не парадную, а ожившую в его стихах на улицах и переулках: «Как мне нравится по Пятницкой в машине проезжать!/ Восхищения увиденным не в силах я сдержать»; «Переулок Божественным/назван мной Для чего?/ Чтобы слогом торжественным возвеличить его».
     Тбилиси, или Тифлис, тоже не забыт поэтом,
     
     ведь именно там молодой Окуджава учился в университете:
     Я еду Тифлисом в пролетке.
     Октябрь стоит золотой.
     Осенние нарды и четки
     повсюду стучат вразнобой.
     Негромкий, задушевный голос Окуджавы притягивал, заставлял вслушаться. Он никогда не писал звонкие, по заказу стихотворения. «Социальные заказы» были не для него. Его душа, сердце безошибочно определяли темы, важные для его современников.
     В нашей жизни, прекрасной и странной,
     и короткой, как росчерк пера,
     над дымящейся свежею раной
     призадуматься, право, пора.
     Песни Окуджавы удивительно добры, преис- полненны любовью к людям. Они согревают и вселяют надежду на лучшее. Призыв - «давайте говорить друг другу комплименты» - не просто красивая фраза, а жизненная необходимость для каждого из нас. В мире разрушающихся или уже разрушенных идеалов как путеводная звезда - «надежды маленький оркестрик под управлением любви». Слово «любовь» употребляется поэтом очень часто. Речь идет о сущности жизни человека, которая может состояться только при наличии понятия «любовь»: к окружающему миру, к людям, к жизни во всех ее проявлениях.
     Окуджава не предъявляет ни к кому претензий, никого грозно не обличает, не бичует сатирическим пером - его поэзия не о том. Он поет о ценностях истинных, по-настоящему важных для человека: «Виноградную косточку в теплую землю зарою...» Кто из нас не грустил под эти пронзительные слова, кто не задавался вопросом: «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
     Окуджава способен ненавязчиво, мягко, с юмором сказать о высоких понятиях, о вечных нравственных ценностях:
     Совесть, благородство и достоинство -
     вот оно, святое наше воинство.
     Протяни ему свою ладонь,
     за него не страшно и в огонь.
     Немалое место в поэзии Окуджавы занимает традиционная тема о роли поэта, о его назначении и судьбе:
     Поэтов травили, ловили
     на слове, им сети плели;
     куражились, корнали им крылья,
     бывало, и к стенке вели...
     Профессия поэта «опасна и трудна», но благодаря волшебству слова происходит чудо, которое может сотворить только поэт:
     Былое нельзя воротить... Выхожу я на улицу.
     И вдруг замечаю: у самых Арбатских ворот
     извозчик стоит, Александр Сергеич
     прогуливается...
     Ах, нынче, наверное, что-нибудь произойдет.
     Став знаменитым, Окуджава не изменился: скромный облик, гитара, удивительная деликатность и уважение к слушателям. Один из его последних сборников называется «Посвящается вам», то есть нам, его почитателям, благодарным его современникам:
     У поэта соперников нету
     ни на улице и ни в судьбе.
     И когда он кричит всему свету,
     это он не о вас - о себе.
     
     То ли мед, то ли горькая чаша,
     то ли адский огонь, то ли храм...
     Все, что было его, - нынче ваше.
     Все для вас. Посвящается вам.