МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы






Возвращающееся в русскую литературу имя Д.С. Мережковского

     Рубеж XIX—XX веков породил русский модернизм, питавшийся светлой мечтой о нравственном преображении человека.
     Русский модернизм был представлен разными литературными течениями. Среди этих течений символизм — самое крупное и значительное.
     Владислав Ходасевич в блестящей книге мемуаров «Некрополь» писал: «Символисты не хотели отделять писателя от человека, литературную биографию от личной. Символизм не хотел быть художественной школой, литературным течением. Все время он порывался стать жизненно-творческим методом... На первый взгляд странно, в сущности, последовательно было то, что в ту пору и среди тех людей «дар писать» и «дар жить» расценивались почти одинаково».
     Автором программного произведения «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы», считающегося первым манифестом русского символизма, был Дмитрий Сергеевич Мережковский.
     Имя Мережковского — возвращающееся в нашу литературу имя, и наследие его, весьма противоречивое, наследие поэта, романиста-историка, драматурга, литературного критика, русскому читателю еще предстоит открыть.
     Дмитрий Сергеевич Мережковский родился в Петербурге в семье действительного тайного советника, ведшего свой род от Федора Мережки — войскового старшины на Украине. Младший из шести сыновей. В семье было еще три дочери. Воспитывался в классической гимназии. Был замкнут, застенчив, с товарищами сходился трудно. Впрочем, таким он остался навсегда, создав образ творца, жизнь которого — служение сродни религиозному. Маленький «уютный» литератор в теплых домашних тапочках, любящий свой кабинет, Мережковский мало соответствовал созданному им самим образу.
     Стихи начал писать в гимназии. 1880 год — год для Мережковского знаменательный: он знакомится с Достоевским и Над- соном. Последнего, как вспоминает в автобиографии, «полюбил как брата». Достоевскому, «провидцу духа», посвящена самая значительная литературно-критическая работа «Л. Толстой и Достоевский: Жизнь и творчество». Эта работа до сих пор интересна конкретными наблюдениями над текстами Толстого и Достоевского.
     Студентом историко-филологического факультета Петербургского университета увлекался философией Г. Спенсера, проповедующего подлинное научное знание, а в душе таил веру в Бога. Считал себя носителем нового религиозного сознания, предсказывал всемирное соединение и устроение людей на земле в «царстве небесно-земном», выступал с проповедью, участвовал в деятельности религиозно-философских собраний в Петербурге, организованных вместе с З. Гиппиус. С Зинаидой Николаевной Гиппиус Мережковский познакомился в Тифлисе, проездом оказавшись на Кавказе в 1889 году. С тех пор жизнь и творчество их становятся нераздельными. Дебютировал Мережковский в 1888 году в журнале «Русский вестник» работой о творчестве А.П. Чехова.
     Лирика Мережковского не занимает большого места в поэзии начала века, хотя к ней он относился особенно строго. Может быть, потому, что она обнажала его замкнутую душу. Жажда неведомых глубин духа пронизывает лирику поэта:
     О небо, дай мне быть прекрасным,
     К земле сходящим с высоты,
     И лучезарным, и бесстрастным,
     И всеобъемлющим, как ты.
     Прекрасны его строки о страсти:
     Тобой обвеянный, я снова буду молод
     Под светлым инеем безгрешной седины,
     Как только укротит во мне твой мудрый холод
     И боль, и бред, и жар весны.
     В прозе Мережковского — тоже неутомимый поиск тайных начал бытия. Наиболее известна и значительна трилогия «Христос и
     Антихрист», в которой сделана попытка выразить свои философские взгляды на историю и грядущие судьбы человечества. Мережковский считал, что в жизни существует полярность, что в ней всегда боролись и борются две правды — небесная и земная, дух и плоть, Христос и Антихрист. В трилогии Мережковский проводил идею желанного слияния язычества с христианством, «плоти» и «духа», «неба вверху с небом внизу».
     Д.С. Мережковский открыл жанр эссе в русской критике. Его субъективизм в статьях о Пушкине, Гоголе, Тютчеве и особенно о Лермонтове, которого он называет поэтом «сверхчеловечества», — образцы классического эссе.
     В январе 1920 года Д. Мережковский и З. Гиппиус эмигрировали в Польшу, затем во Францию. В эмиграции написал несколько книг исторического характера. Умер в Париже в 1941 году.
     Жизненная позиция и судьба Д.С. Мережковского противоречивы, писательская дорога его длинна, роль его особа в литературной и философской жизни России.