МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы






Тема родины в лирике М.Ю. Лермонтова (материал: «Родина», «Бородино» — базовые; «Прощай, немытая Россия...», «Когда волнуется желтеющая нива...» — дополнительные)

     Творчество Лермонтова до сих пор остается одной из неразгаданных до конца страниц в истории литературы. Обостренность чувств, высочайший накал страстей, философская насыщенность и глубина проникновения в скрытые движения человеческой души сделали его произведения ярким достижением русской классики XIX века.
     Творчество поэта необычайно широко по тематике. Однако в нем, помимо множества мотивов, выделяются две основные темы. Это тема поэта и поэзии и тема родины.
     Для темы родины характерно в первую очередь то, что автор, отрицая современную ему действительность, «светскую» жизнь, в которой сильная, высокоразвитая личность не может проявить себя, вместе с тем с большим интересом и уважением относится к жизни простого народа, в которой он видит источник как исторических, так и культурных свершений нации.
     Тема родины в творчестве Лермонтова весьма многогранна и включает в себя несколько компонентов.
     Неприятие поэтом самодержавно-крепостнической России, бесчеловечной бюрократической машины, подавляющей всякий намек на самостоятельную мысль, выразилось, например, в стихотворении «Прощай, немытая
     Россия». В нем поэт, прощаясь со своей родиной, не испытывает сожаления от расставания со «страной рабов, страной господ», она связана для него с полицейским произволом, воплотившемся в образе «голубых мундиров». Лермонтов не снимает вины за царящие в стране порядки и с простых обывателей, так как с их молчаливого согласия творится насилие над каждой отдельной личностью, с их ведома убивают поэтов (стихотворение «Смерть поэта»), Для Лермонтова внутренний мир личности, свобода выбора неприкосновенны, и именно обращаясь к тем, кто посягает на святость этих понятий, поэт пишет:
     Быть может, за хребтом Кавказа
     Сокроюсь от твоих пашей,
     От их всевидящего глаза,
     От их всеслышащих ушей.
     Однако демонстрируя свое неприятие самодержавных порядков, поэт проводит очень четкую грань между современностью и славным прошлым своей страны. Былые победы для него — не триумф государственной машины, но свидетельство духовного подъема нации, ее способности объединиться в виду общей опасности. Характерный пример — стихотворение «Бородино». Рассказ доверен старому солдату, который говорит народным языком с узнаваемыми просторечными оборотами («постой-ка», «му- сью», «бусурманы»), что приближает автора к народному взгляду на войну. Благодаря тому, что авторский голос непосредственно не выявляется, а лишь проступает через голос повествователя, Лермонтов добивается единства рассказчика со всей солдатской массой — солдат получает право говорить от имени своего поколения, от имени всего народа:
     Да, были люди в наше время,
     Не то, что нынешнее племя...
     Вместе с рассказчиком автор прославляет храбрость, открытость и честность русских воинов, которые противопоставляют французам не «всяческие ухищрения», а силу, ловкость, умение:
     Что тут хитрить, пожалуй к бою;
     Уж мы пойдем ломить стеною,
     Уж постоим мы головою
     За родину свою!
     Не богатство, не мундир, не принадлежность к разным социальным группам определяют отношения между людьми, а личные достоинства:
     Полковник наш рожден был хватом:
     Слуга царю, отец солдатам...
     Перед лицом смерти отступают сиюминутные проблемы и противоречия, социальные различия оказываются не важны, главное для всех то, что «клятву верности сдержали мы в Бородинский бой».
     То, что именно интерес к жизни простого народа, его обычаям, широкому, разгульному русскому духу являлся источником вдохновения для Лермонтова, наглядно показывает другое его стихотворение — «Родина». В нем поэт как бы развивает идеи, высказанные в стихотворении «Бородино». Уже первые строки — «Люблю отчизну я, но странною любовью!..» заявляют некоторую необычность темы, ее своеобразие. Далее Лермонтов конкретизирует свою мысль, поясняя, что более всего в своей родине ценит не «славу, купленную кровью», не «темной старины заветные преданья», но нечто иное. Это не сохранившиеся обычаи предков, не великие страницы, вписанные Россией в мировую историю, а чистота и непосредственность, внутренняя цельность национального характера, мир, далекий от цивилизации и близкий простой патриархальной жизни. Цивилизации с ее постоянным насилием над личностью, стремлением подчинить ее, сделать деталью «общего механизма», противопоставлено бытие деревенской, крестьянской России с ее естественным стремлением к гармонии, единению с природой. Именно такое единение имеет в виду поэт, когда пишет о своей любви к «холодному молчанью» российских степей, к «разливам рек, подобным морям», когда вспоминает запах «спаленной жнивы, в степи ночующий обоз», и пляску «с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков». Именно гармония с окружающей его природой, единение с народной стихией, являющейся ее частью, заставляет поэта чувствовать себя счастливым и, как он писал в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...», —
     Тогда смиряется души моей тревога,
     Тогда расходятся морщины на челе,
     И счастье я могу постигнуть на земле,
     И в небесах я вижу Бога!..
     Таким образом, тема родины — одна из основных в творчестве Лермонтова, она представлена в его лирике широко и многообразно. Неприятие современной Лермонтову самодержавно-крепостнической действительности сочетается с преклонением перед славным прошлым Отечества, с любовью к непосредственным, бытовым проявлениям жизни простого народа, к тому народному духу, частью которого поэт себя ощущает.
     Творчество Лермонтова оказало огромное влияние на всю русскую литературу. Его лиризм, глубина и невиданное до того проникновение в психологию персонажей и лирического героя являются одним из самых значительных «открытий» всего XIX века.