МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы






Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова (материал: «Поэт», «Смерть поэта» — базовые; «1 января 1840г.», «Пророк», «Нет, я не Байрон, я другой...» — дополнительные)

     Творчество Лермонтова до сих пор остается одной из неразгаданных до конца страниц в истории литературы. Обостренность чувств, высочайший накал страстей, философская насыщенность и глубина проникновения в скрытые движения человеческой души сделали его произведения ярким достижением русской классики XIX века.
     Творчество поэта необычайно широко по тематике. Однако в нем, помимо множества мотивов, выделяются две основные темы. Это тема поэта и поэзии и тема родины.
     Для темы поэта и поэзии в первую очередь характерно то, что Лермонтов воспринимает поэтическое призвание не как ремесло, но как дар пророка, который видит дальше своих современников, которому даны моменты откровения, когда он общается с богом и прозревает будущее.
     В данной теме можно выделить два компонента.
     Во-первых, это продолжение традиций гражданской декабристской поэзии (Рылеев, Пушкин). Например, в стихотворении «Поэт» акцент перенесен на анализ внутреннего сознания поэта. Стихотворение состоит из двух частей, в первой дано описание кинжала. Поэт в этом стихотворении как бы раздваивается: в нем живет и вчерашнее сознание высокой поэтической миссии пророка и сегодняшнее сознание тщетности поэтических усилий. Поэт сохраняет верность прежним идеалам и одновременно переживает гибель идеалов, которые постоянно осмеиваются толпой.
     Твой стих, как божий дух, носился над толпой
     И, отзыв мыслей благородных,
     Звучал, как колокол на башне вечевой
     Во дни торжеств и бед народных.
     Однако толпе скучен «простой и гордый язык», ее «тешат блестки и обманы». Не в силах преодолеть это трагическое противоречие, лирический герой Лермонтова восклицает:
     Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!
     Иль никогда, на голос мщенья,
     Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
     Покрытый ржавчиной презренья?..
     Второй компонент — это осмысление Лермонтовым судьбы поэта в современном обществе. Характернейший пример — стихотворение «Смерть поэта», являющееся откликом на гибель Пушкина. Судьба поэта, по Лермонтову, в современном обществе трагична. Он гневно обличает вельмож, окружавших царский трон, бросает вызов знати:
     Вы, жадною толпой стоящие у трона,
     Свободы, Гения и Славы палачи!
     Таитесь вы под сению закона,
     Пред вами суд и правда — все молчи!
     В лирическом отступлении поэт высказывает сожаление о судьбе Пушкина, размышляет о месте Пушкина-поэта в свете «завистливом и душном»:
     Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
     Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
     Он, с юных лет постигнувший людей?
     С горечью Лермонтов пишет о последних мгновениях жизни Пушкина. Пушкин «умер с напрасной жаждой мщенья», но тем не менее «есть грозный суд: он ждет; он недоступен звону злата, и мысли и дела он знает наперед». Последние шестнадцать строк стихотворения имеют социально-политическое звучание. Голос поэта обличает пороки света, заканчивается стихотворение мнением Лермонтова о значении Пушкина — он один стоил тысяч.
     И вы не смоете всей вашей черной кровью
     Поэта праведную кровь!
     Та же тема отражена в стихотворении «1 января 1840 г.». Поэт погружается в стихию маскарада, шум толпы:
     При диком шепоте затверженных речей,
     Мелькают образы бездушные людей,
     Приличьем стянутые маски.
     Но внутренний мир поэта сохраняет самоценность. Его идеал внешне невыразителен и беден — запустенье, покой и тишина («зеленой сетью трав подернут спящий пруд»), но внутренне очень емкий — «лазурный огонь глаз», «розовая улыбка», «сияние молодого дня».
     Своего рода синтезом, в котором совместились обе черты, характерные для темы поэта и поэзии в творчестве Лермонтова, является стихотворение «Пророк». Оно также говорит о великом предназначении поэта и, как о следствии этого, о его конфликте с окружающим миром.
     Смотрите: вот пример для вас!
     Он горд был, не ужился с нами:
     Глупец, хотел уверить нас,
     Что бог гласит его устами!
     В пошлом, душном мире обывателей нет места божественному гласу. В стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой» поэт размышляет о своем месте среди людей и предсказывает свой творческий и жизненный путь:
     Нет, я не Байрон, я другой,
     Еще неведомый избранник,
     Как он, гонимый миром странник,
     Но только с русскою душой.
     Я раньше начал, кончу ране,
     Мой ум немного совершит,
     В душе моей, как в океане,
     Надежд разбитых груз лежит...
     Поэта не устраивает компромисс между своим великим призванием и мелкими интересами толпы, его следует судить высшим судом, так как, по Лермонтову, в своих вдохновениях он подотчетен лишь богу. «Я — или бог — или никто!» — делает вывод его лирический герой, тем самым провозглашая бескомпромиссность своего подхода к собственному предназначению.
     Таким образом, тема поэта и поэзии — одна из основных в творчестве Лермонтова, она представлена в его лирике широко и многообразно. Неприятие современной Лермонтову самодержавно-крепостнической действительности сочетается с преклонением перед великим призванием поэта, который, подобно пророку, говорит правду своему народу о жизни, всегда находится впереди своего времени и, несмотря на гонения, не предает своего призвания, неся ответственность не перед властью и даже не перед народом, но перед богом.
     Творчество Лермонтова оказало огромное влияние на всю русскую литературу. Его лиризм, глубина и невиданное до того проникновение в психологию персонажей и лирического героя являются одним из самых значительных «открытий» всего XIX века.