МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы






Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова

     Поэзия Лермонтова — это исповедь, напряженный монолог, отражающий его идейные искания и душевные тревоги. С именем поэта в русской литературе открывается новая страница. «Поэт уже совсем другой эпохи», по словам В.Г.Белинского, Лермонтов творил в мрачное и тяжелое для России время — время «мундиров голубых» и жестокой реакции. Чуство скорби и горечи, тоски и отчаяния, окрашивающие лирику Лермонтова, явились результатом крушения общественно-политических надежд. Поэт — наследник идей декабризма, и его поэзия — это отражение идейной жизни 30-х годов XIX века.
     В стихотворении 1832 года «Нет, я не Байрон, я другой...» Лермонтов не только утверждает оригинальность своего творчества, но и говорит о трагическом предощуении, потому что в его душе,
     ...как в океане,
     Надежд разбитых груз лежит.
     Уже ранняя лирика поэта представляет его как патриота, истинного гражданина, борца за свободолюбивые идеи.
     Написанное в форме письма к «другу-иностранцу» стихотворение «Жалобы турка» (1829) на самом деле являются гневным обличением существующих порядков России.
     Тиранам и рабам у Лермонтова противопоставлено чувство любви к свободе. Лирический герой Лермонтова — мятежный, неугомонный, ищущий:
     Под ним струя светлей лазури,
     Над ним луч солнца золотой...
     А он, мятежный, просит бури,
     Как будто в бурях есть покой!
     Герой активно борется за свою свободу. Поэтому неслучайно в поэзии Лермонтова появляется мотив неволи и узника, стремящегося вырваться из нее. Этот образ возникает в стихотворении «Желание» (1832) и становится одним из центральных поэтических символов. В 1837 году Лермонтов возвращается к нему в стихотворении «Узник», но теперь тоска по свободе усиливается, а образ тюрьмы рисуется более конкретно.
     Уделом сильной личности в обстановке общественного гнета становится одиночество. Мотив одиночества воплощается в ряде основных образов лирики Лермонтова («Утес», «На севере диком», «Парус»). Герой уходит в себя, в свой внутренний мир. У него нет саратни- ков, нет близких людей: «Выхожу один я на дорогу...»
     В стихотворении «Дума» поэт размышляет о судьбе своего поколения. Выросшее в условиях мрачной реакции, оно отошло от участия в общественно-политической жизни. С горечью поэт замечает, что оно проявляет позорное малодушие перед опасностью, что его не тревожат вопросы добра и зла. «И ненавидим, и любим мы случайно». Эти слова олицетворяют утрату идеалов и нравственных критериев. Он говорит, что потомки не простят им бездействия:
     И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
     Потомок оскорбит презрительным стихом...
     Одним из самых значительных произведений русской политической поэзии явилось стихотворение «Смерь поэта» (1837). Лермонтов клеймит тех, кто «жадною толпой» стоит у трона, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. Истинный художник болеет проблемами всей страны, и Лермонтов отрицал литературу, стоящую в стороне от общественной жизни России.
     В конце 30-х годов поэт обращается в своем творчестве к исторической теме. Он создает «Бородино» и «Песню про купца Калашникова». В «Бородино» (1837) Лермонтов воплотил свое представление о сильных и смелых людях. Обращаясь к теме Отечественной войны 1812 года, он обращается к движению дворянских революционеров, начало которому положили события 1812 года и героизм русского народа.
     Белинский отмечал: «В каждом слове слышите солдата, язык которого не переставал быть грубо прямодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии». Демократические тенденции не были случайными в творчестве Лермонтова. Обращаясь к другой исторической эпохе, эпохе царствования Ивана Грозного, Лермонтов своим героем избирает купца, честного, благородного, смелого Калашникова. Он отстаивает свое человеческое достоинство даже ценой собственной жизни.
     К теме России поэт обращается в стихотворении «Родина», написанном в 1841 году.
     Люблю отчизну я, но странною любовью.
     Не победит ее рассудок мой.
     Ни слава, купленная кровью,
     Ни полный гордого доверия покой...
     Лжепатриотизму поэт противопоставляет свою «странную» любовь. Отвергая общественно-политический уклад николаевской России, Лермонтов любил народную Россию, которую он мечтал видеть свободной. Патриотическая тема в этом стихотворении приобретает лирический характер.
     Но Россия у Лермонтова предстает и в ином виде:
     Прощай, немытая Россия,
     Страна рабов, страна господ,
     И вы, мундиры голубые,
     И ты, им преданный народ.
     В этом стихотворении звучат гнев и боль за свою Родину, за покорный, многострадальный народ. Это произведение явилось своеобразным итогом горьких и тяжких переживаний о судьбе страны.
     Любовная лирика Лермонтова носит драматический характер, окрашена трагическими тонами. Отношение лермонтовского героя к женщине обычно осложнено роковыми обстоятельствами и противоречиями:
     
     Мне грустно потому, что я тебя люблю.
     Любовь приносит страдание, а не радость.
     Сознание одиночества, отчужденность от людей окрашивает и тему поэта в творчестве Лермонтова. Творческая личность находится во враждебных взаимоотношениях с окружающей средой. Это наиболее ярко выражается в стихотворении «Пророк». Можно отметить преемственность двух произведений: от пушкинского «Пророка» к «Пророку» Лермонтова. Жизнь героя Лермонтова полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей, в отличие от жизни и призвания пушкинского героя, наделенного божественным даром.
     В стихотворениях «Не верь себе» и «Поэт» он подвергает сомнению саму возможность понимания поэта людьми. Но тема поэта в творчестве Лермонтова не сводится к мысли о безрезультатности служения; он не чувствует примиренности, напротив, поэт протестует.
     Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
     Иль никогда, на голос мщенья
     Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
     Покрытый ржавчиной презренья?...
     В своем творчестве поэт был всегда верен себе, своим идеалам. Лермонтов своими стихотворениями выступал против политического гнета и социальной несправедливости своего времени, призывал к свободе, к борьбе.