МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы






Осмеянный пророк. М.Ю. Лермонтов о поэте и поэзии

     М. Ю. Лермонтов очень рано стал осознавать себя поэтом. Как и А. С. Пушкин, перед которым он преклонялся, Лермонтов много размышлял о назначении поэта и поэзии. Еще в юношеских стихотворениях «К другу», «Монолог», «Молитва» он говорит об изменчивости Музы, о всесжигающем пламени вдохновения, о трагической судьбе поэта.
     Стихи о поэте и поэзии занимают особое место в русской литературе. В них — отношение поэзии к действительности, к родине, к миру, ко времени, осознание поэтом места в обществе. Свой особенный взгляд на поэзию есть и у М. Ю. Лермонтова. В его стихотворениях нашли выражение ощущения трагической несовместимости искусства и наступающего «железного века», чувство одиночества художника, его разлада с миром.
     Потрясенный гибелью Пушкина, Лермонтов пишет стихотворение «Смерть Поэта», исполненное боли и тоски. Он размышляет о трагической участи поэта, осмысливает его горькую судьбу, говорит о трагической участи поэта, говорит о его убийце. Причем он обвиняет не только Дантеса, чуждого России и его культуре.
     Сколько людей, прекрасно понимавших значение Пушкина для России, не сумели уберечь «солнце русской поэзии»! Последние гневные строки направлены против царских палачей, которые также виновны в гибели поэта, им Лермонтов грозит Божьим судом. Ему удалось прекрасно воплотить образ великого русского поэта. «Смерть Поэта» — стихотворение о трагической судьбе не только Пушкина, но каждого Гения с его ранимостью, одиночеством и протестом против бездушия света:
     Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
     Вступил он в этот свет, завистливый и душный
     Для сердца вольного и пламенных страстей?
     Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
     Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
     Он, с юных лет постигнувший людей?..
     Рассуждать о судьбе поэта, о назначении поэзии в этом мире Лермонтов продолжает в стихотворении «Поэт». Оно начинается с размышления о судьбе кинжала. Некогда клинок был верным товарищем своему владельцу. Потом он был взят казаком «на хладном трупе господина» и продан в лавку армянина...
     В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
     Свое утратил назначенье,
     На злато променяв ту власть, которой свет
     Внимал в немом благоговенье?
     Лермонтов вспоминает о том, что раньше поэзия была достойна своего назначения, то есть служила оружием для битвы. Для него поэзия прошедших лет — это чаша для пиров, колокол на башне вечевой. Тем самым он подчеркивает, что предназначение поэзии — обращение к людям. У Лермонтова гораздо сильнее, чем у Пушкина, звучит мысль о том, что поэзия должна служить народу. Сейчас же, по мысли автора, она утратила свою роль и вряд ли обретет ее вновь. Заканчивает Лермонтов свое стихотворение риторическим вопросом:
     Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!
     Иль никогда, на голос мщенья,
     Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
     Покрытый ржавчиной презренья?..
     Образ осмеянного и презираемого пророка появляется и в стихотворении «Пророк». Это как бы продолжение одноименного произведения Пушкина: поэт, наделенный божественным даром, осознает всю тяжесть своего предназначения. Он понимает, как трудно выполнять «веленье Божие». Трудно потому, что люди, которым он говорит о любви и правде, не верят ему, насмехаются над ним, презирают его. Но поэт не отказывается от своей высокой миссии, он возвращается в пустыню, где слушают его звезды да тварь земная. И хотя он один, он продолжает свою дело. Стихотворение прекрасно отражает трагическое мироощущение Лермонтова, одинокого, отвергнутого, видящего вокруг себя лишь пороки и злобу.
     С тех пор как вечный судия
     Мне дал всеведенье пророка,
     В очах людей читаю я
     Страницы злобы и порока,
     Провозглашать я стал любви
     И правды чистые ученья:
     В меня все ближние мои
     Бросали бещено каменья.
     Тему одиночества поэта в этом мире Лермонтов затронул еще раньше в стихотворении «Нет, я не Байрон...». В нем подчеркнул, что он уже не скиталец-романтик, так как традиционный романтический конфликт между обществом и поэтом стал гораздо более глубоким и трагичным. Лермонтов описал состояние души и крестный путь русского поэта «эпохи безвременья».
     Нет, я не Байрон, я другой,
     Еще неведомый избранник,
     Как он, гонимый миром странник,
     Но только с русскою душой.
     Я начал раньше, кончу ране,
     Мой ум немного совершит:
     В душе моей, как в океане,
     Надежд разбитых груз лежит.
     Век Лермонтова — эпоха эгоистическая и прозаическая, мало заботящаяся об искусстве и больше думающая о пользе; эпоха, которой была чужда поэзия, чей небесный огонь
     сиял лишь для немногих. Лермонтов, прочувствовавший свое время, писал об утрате поэзией своего высокого назначения, об обреченности поэта, этого божьего избранника, на одиночество и презрение людей, равнодушных к проповеди любви и свободы. Лермонтов определял в своих стихах судьбу поэта в любом государстве, где подавляется личность и царствует невежество и бездуховность.