МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы






Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова (материал: «Парус», «Утес» — базовые; «Дубовый листок оторвался от ветки родимой...», «На севере диком...», «И скучно и грустно.

     Творчество Лермонтова пришлось на 30-е годы XIX века, время реакции, застоя как в государственной, так и общественной жизни. Основная трагедия лирического героя Лермонтова — это разлад между желаемым и действительным, стремлением осуществиться на каком-либо поприще, реализовать свои силы и невозможностью это сделать в период «всеобщей апатии». Лермонтов — поэт-романтик, а оттого в его произведениях наиболее остро звучат такие мотивы, как мотив борьбы, мотив свободы, и мотив одиночества (всего их насчитывается около тридцати).
     Мотив одиночества — центральный мотив, проходящий через все творчество Лермонтова. Сильная личность обречена на конфликт с обществом и людьми. Обычные люди не понимают мятежной души героя, не разделяют его стремления «жить в бореньи», им недоступно «упоение в бою» и рядом с «бездной на краю». Например, уже в стихотворении «Парус» Лермонтов достаточно полно раскрывает эту мысль:
     Белеет парус одинокой
     В тумане моря голубом. —
     Что ищет он в стране далекой,
     Что кинул он в краю родном?
     Романтический герой Лермонтова всегда странник. Он скитается по свету в поисках применения своих необъятных сил. Его одиночество фатально, оно не вызвано ка- кими-то конкретными причинами, оно является следствием самой природы его характера. Задаваясь вопросом, какова причина странничества «одинокого паруса», Лермонтов отметает обычные человеческие побуждения «поисков»:
     Увы, — он счастия не ищет
     И не от счастия бежит...
     Ему не нужно то, к чему стремится большинство людей. Его мятежной душе требуется постоянное борение, преодолевание как окружающей стихии, так и самого себя, своих «природных» возможностей:
     Под ним струя светлей лазури,
     Над ним луч солнца золотой:
     А он, мятежный, просит бури,
     Как будто в бурях есть покой.
     Однако мятежной душе все же свойственно стремиться к человеческим чувствам. Душа лирического героя жаждет любви, дружбы. Однако его непокорная сущность делает связи с людьми недолговечными, непрочными. Он слишком не похож на других. Например, в стихотворении «Дубовый листок оторвался от ветки родимой...» в образе дубового листка с особенной яркостью воплотился мотив одиночества:
     — На что мне тебя? — отвечает младая чинара, —
     Ты пылен и желт, — и сынам моим свежим не пара.
     Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
     Однако и встреча с родной душой не приносит желаемого облегчения. Расставание неизбежно. Слишком разными оказываются эти на первый взгляд «родные души». Наиболее ярко это отобразилось в стихотворении «Утес». Тучка золотая, которая «ночевала на груди утеса-великана», уже утром покидает его. Выбор столь различных по своей физической сути героев в стихотворении не случаен (утес и тучка) — он подчеркивает их несовместимость, является своего рода предпосылкой расставания.
     Но остался влажный след в морщине
     Старого утеса. Одиноко
     Он стоит, задумался глубоко
     И тихонько плачет он в пустыне.
     Одиночество в мире Лермонтова становится фатальным. Любая нить, связывающая лирического героя с другими людьми обречена порваться, любая связь приводит к разлуке. Стремление обрести действительно родную душу становится несбыточной мечтой, неким неосуществимым идеалом, который можно увидеть лишь во сне. Только во сне утес и тучка могут быть вместе навеки, только во сне сосна и пальма могут обрести совместное счастье.
     На севере диком стоит одиноко
     На голой вершине сосна
     И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
     Одета, как ризой, она.
     И снится ей все, что в пустыне далекой —
     В том крае, где солнца восход,
     Одна и грустна на утесе горючем
     Прекрасная пальма растет.
     Одиночество, странничество и изгнание оказываются тем роком, тем неизбежным злом, которое герою приходится принять в обмен на право быть свободным, право желать невозможного.
     И скучно и грустно, и некому руку подать
     В минуту душевной невзгоды...
     — напишет Лермонтов в одном из своих стихотворений.
     Любить — но кого же? — на время не стоит труда,
     А вечно любить невозможно...
     Именно эта невозможность и нежелание мириться с ней делают в конечном итоге героя изгнанником. Он не согласен идти на компромиссы. Ему нужен высший накал страстей, ему нужна вечная любовь.
     Лермонтова часто сравнивали с Байроном — по глубине поэтического чувства, романтической двойственности мира, воспеванию сильной личности, которая не может найти себе применения в мелкой, пошлой окружающей жизни. Сравнивал себя с Байроном и Лермонтов.
     Нет, я не Байрон, я другой,
     Еще неведомый избранник,
     Как он, гонимый миром странник,
     Но только с русскою душой.
     Итак, мотив одиночества является одним из центральных в творчестве Лермонтова. Одиночество носит в его лирике трагический, фатальный характер. Этот мотив органически связан с мотивами странничества, изгнанничества и свободы.
     Поэзия Лермонтова оказала огромное влияние не только на тех поэтов, которые шли вслед за ним, но и на всю русскую литературу. Его лиризм, глубина и невиданное до того проникновение в психологию лирического героя являются одним из самых значительных «открытий» всего XIX века.