МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы






Историческая тема в поэзии М.Ю. Лермонтова

     Историческая тема — одна из важнейших тем лирики Лермонтова вообще — разрабатывается на протяжении всего творчества поэта. Лермонтова можно без преувеличения назвать поэтом прошлого и настоящего.
     В ранний период своего творчества Лермонтов обращается к истории с позиций поэта-романтика и ищет в прошлом романтических героев. В первую очередь это, конечно, Наполеон, властитель дум многих современников Лермонтова. К его образу, который «выше похвал, и славы, и людей», поэт обращается в стихотворениях 1828 и 1830 годов. Из русской истории Лермонтов берет образ безжалостного волжского атамана (стихотворение 1831 г. «Атаман»), который также наделен всеми чертами романтического героя: сильный человек, противопоставивший себя толпе, но несвободный от своих страстей.
     Идея сильной личности и значимых людей получает свое развитие и в более позднем творчестве поэта, однако рассматривается она уже в несколько ином аспекте. Основная мысль исторических стихов Лермонтова зрелого периода с определенной четкостью выражена в стихотворении 1837 года «Бородино»:
     Да, были люди в наше время,
     Не то, что нынешнее племя:
     Богатыри — не вы!
     Смысл лермонтовского обращения к исторической теме — взгляд на прошлое с позиций современности, противопоставление прошлого и настоящего. С одной стороны он видит «могучее, лихое племя», а с другой:
     Толпой угрюмою и скоро позабытой
     Над миром мы пройдем без шума и следа,
     Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
     Ни гением начатого труда...
     Эпоха, когда общественная жизнь замирает, сменяется периодом рефлексии. Мы можем сказать, что к исторической теме Лермонтова приводят постоянные и мучительные размышления о судьбе своего поколения. Его зовут и манят «веков протекших великаны », так как в современной ему жизни он не видит ни сильных людей, ни решительных поступков. «Самый выбор этого предмета, — писал Белинский, — свидетельствует о состоянии духа поэта, недовольного современною действительностью и перенесшегося от нее в далекое прошедшее, чтоб там искать жизни, которой он не видит в настоящем».
     Центральным произведением Лермонтова, посвященным теме исторического прошлого России, является «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Подобно тому как в стихотворении «Бородино» поэт обращается к теме войны 1812 года, одного из важнейших событий русской истории, когда решалась судьба всей страны, в «Песне...» объектом внимания Лермонтова становится сложное и кровавое время правления Ивана Грозного, один из наиболее драматичных моментов истории Руси. Именно в такие значимые периоды, по мнению Лермонтова, открываются наиболее сильные и важные черты русского характера. Все три героя «Песни...» исключительны. Они являются своего рода высшими проявлениями царской мощи, буйного молодечества и чести и достоинства. Все они — сильные личности, достойные внимания, и противопоставление людям «нынешнего племени» очевидно.
     С художественной точки зрения произведение исключительно интересно как образец одной из наиболее удачных в творчестве Лермонтова стилизаций под народное русское творчество периода царствования Ивана Грозного. К теме прошлого Руси, а именно ко времени татарского нашествия поэт впервые обращается в «Балладе» 1831 года:
     И он упал — и умирает
     Кровавой смертию бойца.
     Жена ребенка поднимает
     Над бледной головой отца:
     «Смотри, как умирают люди...»
     Однако с художественой точки зрения стихотворение абсолютно не передает стиль эпохи ни в речевом, ни в образном отношении. Больше того, произведение явно ориентировано на классическую западноевропейскую балладу. Совсем иное дело «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Сюжет ее основан на песнях и преданиях из сборников Кирши Данилова и П.В.Киреевского, т. е. имеет фольклорные источники. Само построение произведения указывает на ориентацию на народную песню-былину — три части, каждая из которых заканчивается своеобразным припевом:
     Ай, ребята, пойте — только гусли стройте!
     Ах, ребята, пейте — дело разумейте!
     Уж потешьте вы доброго боярина
     И боярыню его белолицую!
     Характерны обращения: «Ох ты той еси, царь Иван Васильевич» или «Господин ты мой, Степан Парамонович». «Песня...» тщательно выписана с точки зрения языка: основой его являются устойчивые словосочетания: «добрыймолодец», «святаяправ- да-матушка», «красно солнышко», «широка грудь» и прочие, песенные сравнения:
     Ходит плавно — будто лебедушка;
     Смотрит сладко — будто голубушка;
     Молвит слово — соловей поет...,
     а также характерное для фольклора одушевление природы:
     Тучки серые разгоняючи,
     Заря алая подымается;
     Разметала кудри золотистме,
     Умывается снегами рассыпчатыми.
     Финал «Песни...» является по традиции «славой» боярину, боярыне и всему христианскому народу.
     Итак, на примере «Песни...» мы можем утверждать, что обращение к темам русской истории для Лермонтова было важно по двум причинам. Во-первых, поэт пытается найти и показать читателям-современникам примеры, достойные подражания и гордости. Во-вторых, историческое прошлое России дает Лермонтову богатый художественный материал.