МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы






Поэтическое творчество В. Хлебникова

     Велимир Хлебников принадлежал к поэтам-футуристам, был реформатором, искал новые пути в лирике, эпосе, прозе и драматургии. Его образы, творчество отличаются экспериментаторством в области языка, ритмики, словообразования. Новаторство поэта было столь непривычно, оригинально и индивидуально, что часто не позволяло литературоведам и читателям достойно оценить его деятельность как художника. Он просто видел мир иначе, чем окружающие, которых иногда шокировали его стихи.
     Взгляды Хлебникова на жизнь, историю, природу и общество были, с точки зрения обычного человека, странными и парадоксальными. Хлебников поражал современников спокойной незаинтересованностью и неучастием в людской суете. В ранних произведениях поэта («Девий бог», «Снежимочка») проявляется его увлечение русским фольклором.
     Живя на рубеже веков, он остро чувствовал время и отражал его в своем творчестве, сделал его главной темой своей поэзии. Поэт решает совершить «революцию слова» для создания образа нового мира.
     Хлебников представлял собой редкий тип художника. Современники называли его «одиноким лицедеем», а его стихи — «сумасшедше-гениальными». Парадоксальная оригинальность Хлебникова отражала его по-детски упоенное познание мира, вызывала к жизни новые словообразования. Примером может служить стихотворение «Там, где жили свиристели...»:
     Там, где жили свиристели,
     Где качались тихо ели,
     Пролетели, улетели
     Стая легких времирей.
     Где шумели тихо ели,
     Где поюны крик пропели,
     Пролетели, улетели
     Стая легких времирей.
     В беспорядке диком теней,
     Где, как морок старых дней,
     Закружились, зазвенели
     Стая легких времирей.
     Стая легких времирей!
     Ты поюнна и вабна,
     Душу ты пьянишь, как струны,
     В сердце входишь, как волна!
     Ну же, звонкие поюны,
     Славу легких времирей!
     Основу миросозерцания Хлебникова составляли бескорыстие, стремление к добру и справедливости. Он любил мир и все живое. Не случайно одно из его стихотворений носит название «Люди! Утопим вражду в солнечном свете!..». Порожденные его фантазией «свиристели» и «времири» несут звонкую радость, надежду и ощущение абсолютной свободы.
     Хлебников начал писать рано, но долго не отдавал свои стихи в печать.
     Он знакомится с футуристами и создает мифо-поэтические утопии и драмы. В драме «Девий бог» Хлебников показывает чистое начало славянской души, создает атмосферу таинственной жизни Девьего бога. Это одновременно и бог, и человек, он приносит и радость, и страдания людям. В пьесе присутствует тема неумолимого рока. Девий бог «молчаливо и прозрачно светится... на носу челна, предвещая страшное». Куда стремятся люди, не знают.
     Примером знаменитого словотворчества Хлебникова может служить известное его стихотворение «Заклятие смехом»:
     О, рассмейтесь, смехачи!
     О, засмейтесь, смехачи!
     Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
     О, засмейтесь усмеяльно!
     О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
     Основываясь на олове «смех», не нарушая законов русского словообразования, поэт создал яркое, даже с некоторым подобием смысла, стихотворение. Так сочиняют свои считалки дети, экспериментируя со словом. По высказыванию поэта, он хотел «найти, не разрывая корней, волшебный камень превращенья всех славянских слов одно в другое».
     Хлебников раскрывается как мудрый философ и тонкий лирик в стихотворении «Каменная баба»:
     Мне много ль надо? Коврига хлеба
     И капля молока,
     Да это небо,
     Да эти облака!
     Или в стихотворении «Лесная тоска»:
     Беру в свидетели потомство
     И отдаленную звезду.
     Поэт улавливал движение природы, чувствовал ход истории, революции и войн, его интересовали темы будущего и настоящего. В его стихотворении «Ручей с холодною водой...» торжествует истинная поэзия:
     Прощайте все!
     Прощайте, вечера, когда ночные боги, седые пастухи, В деревни золотые вели свои стада.
     Бежали буйволы, и запах молока вздымался деревом на небо
     И к тучам шел.
     Благодаря поэтическому мастерству Хлебникова перед читателем возникает вечер в горах, с его запахами, звуками. Несколькими строчками поэт сумел передать грандиозность мироздания. Это стихотворение напоминает картину старых мастеров-художников. Кстати, сам Хлебников был талантливым живописцем.
     В. Маяковский восхищался ритмом, его переходами, внутренними созвучиями, рифмами многих стихов поэта. Стихотворение «Конь Пржевальского» он назвал «классикой». Именно в нем Хлебников выразил свою творческую задачу: «Стать звонким вестником добра!»:
     У колодца расколоться
     Так хотела бы вода,
     Чтоб в болотце с позолотцей
     Отразились повода.
     Мчась, как узкая змея,
     Так хотела бы струя,
     Так хотела бы водица
     Убегать и расходиться,
     Чтоб ценой работы добыты,
     Зеленее стали чоботы,
     Черноглазые, ея.
     Шепот, ропот, неги стон,
     Краска темная стыда,
     Окна, избы с трех сторон,
     Воют сытые стада.
     В коромысле есть цветочек,
     А на речке синей челн.
     Стихотворение «Конь Пржевальского» показывает, насколько чутким был Хлебников к народному творчеству. Эта тема его стихов наполнена светом жизни. Причем поэт не стилизовал свои произведения под народные, как делали другие авторы, а именно МЫСЛИЛ И чувствовал так. Стихотворение до краев наполнено «живой водой» замечательного источника — русского поэтического слова. Именно поэтому его произведения лишены искусственности, в них сверкают краски природы. Стихотворение написано эмоционально, здесь и «расколотая» струя воды, и встреча влюбленных, и счастье дышать, жить, радоваться чуду бытия.
     Для Хлебникова, выросшего в астраханских степях, на лоне природы, была очень важна тема взаимоотношений человека и всего живого. В поэме «Зверинец» он говорит об отношении человека к окружающему миру. Фантастическая поэма «Журавль» — яркий протест против превращения человека в вещь, бунт против власти техники. В научно-техническом прогрессе Хлебников видел угрозу природе и человеку. Громадный журавль — подъемный кран — становится в поэме символом беды, властителем города, убивая все живое.
     В своем творчестве Хлебников проявлял интерес и к социальным вопросам своего времени, откликался на научные открытия и события исторического значения. В стихотворении «Алферово» поэт делает попытку анализа истории России. Множество славных русских полководцев отдали свои жизни служению родине. Победы перемежались с поражениями, но слава их не померкнет в веках:
     Немало славных полководцев,
     Сказавших «счастлив», умирая,
     Знал род старинных новгородцев,
     В потомке гордом догорая.
     Видя внутренний раскол в стране, Хлебников призывает вспомнить былую мощь и славу державы, где были великие герои.
     Творчество Хлебникова контрастно, но с годами все четче в нем проступал интерес к общечеловеческим ценностям. Многие поздние стихотворения отличаются наивной чистотой, пронизаны ощущением радости, прелести жизни. Вместе с тем в них чувствуются мудрость, точность, горькая ирония человека, осознающего, что жизнь трагична в своей основе. По мнению поэта, существующий мир приобретателей следует разрушить и создать всемирный союз «изобретателей», единение людей- братьев, занятых творчеством и обновлением родины.