МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы

Гражданская позиция Д.А. Гранина в романе «Картина»

     Замечательный поэт Владимир Соколов, недавно умерший, однажды написал:
     Я устал от двадцатого века,
     От его окровавленных рек,
     И не надо мне прав человека,
     Я давно уже не-че-ло-век...
     Поэт грустно определяет наше биологическое состояние, при котором мы не способны осознавать себя людьми полноценными, нуждающимися в этих правах, поскольку выросли в стране, где царствовало насилие. И прежде всего насилие над душой. Люди, воспитанные на идее строительства «светлого будущего», опустились ниже той черты, когда способны возродиться, даже если каким-то чудом получат эти права.
     Когда читаешь роман Даниила Гранина «Картина», не раз думаешь о художественной и социальной зоркости писателя. Повествуя о негромких, неброских событиях, Гранин сумел показать через них значительное - то, что незаменимо, очень важно в атмосфере нашей сегодняшней жизни.
     Драматические события разворачиваются вокруг пейзажа известного художника. Взаимодействие делового чеповека, управпенца Сергея Лосева и хрупкого произведения искусства, такого беззащитного, составпяет значитепьную часть повествования. Лосев-мэр города «заштатного, мапенького, невидного», оказавшегося в стороне от больших производственных гигантов. Отсюда и скромный бюджет, и изношенное городское хозяйство, и «вечные хлопоты с тем же жильем»: хоть и немало строилось, очередь не убывала, и самая жгучая, самая фантастическая мечта Лосева - «чтобы в кабинете у него под стеклом висели ключи от пустых квартир незаселенного дома».
     Пейзаж художника Астахова «У реки» совсем не вписывается в этот сугубо практический круг. Даже увпекшись им и привезя его с собой в Лыков, Лосев привычно прикидывает в уме: какие выгоды попучит город, если отдать картину в областной музей? С одной стороны, практичный руководитепь, с другой, - человек, способный «вбирать в себя духовность бытия». Лосев способствовап тому, чтобы картину по-особому повесипи в школе, так, чтобы «в окно видны Жмуркина заводь, старинный дом Кислых, который послужил некогда художнику натурой». Когда Лосев «торговал картину» у вдовы художника, он разыгрывал этакого бодрячка, рубаху-парня и одновременно против вопи своей показывай глубокую душевную взволнованность.
     Великолепно, вдохновенно описана в романе сама картина - таинственный магнетизм, способность открыть прекрасное в привычном каждому жителю Лыкова, непритязательном вроде бы городском уголке, позвать за собой. Лосев, смотря на картину, вдруг «услышал голос матери оттуда, из-за высокой зелени деревьев: «Сергей!» - и привычно побежап на него в глубь этой белой рамы, в глубь этого чудом сохраненного детского дня, казалось бы, навсегда забытого...» Не просто мастерский пейзаж, воспроизведение кусочка города видит Лосев: он все больше подпадает под власть настойчивого напоминания о прожитом - и им самим, и до него, о непрерывном потоке времени, истории. Талант живописца как бы высекает новые искры в «лосевском таланте жизнеустроителя». Мэр Лосев выходит на борьбу, на бой не только за картину, которую надо сохранить для Лыкова, но за саму Жмуркину заводь. Здесь очень скоро как на «неблагоустроенном месте» начнет сооружаться филиал фирмы, делающей вычислительные машины.
     Событие, радостное для города, оборачивается гибелью его красоты, а также разрушением зреющего у Лосева замысла создать заповедную зону «русской старины провинциального быта». Между тем перенос строительства даже на несколько километров, о чем просит Лосев, требует многих усилий, ведь надо изменять давно утвержденный проект. В сложных перипетиях развернувшейся борьбы не только крепнет характер героя, но происходит процесс нравственного, духовного его обогащения.
     Содержание романа отражает, таким образом, важнейшие проблемы нашего времени - времени, когда все более необходимо проявить гражданские и гуманистические принципы. Скромны масштабы города Лыкова, и Жмуркина заводь, защита которой так важна для героя и писателя-гражданина, конечно, не Байкал. Но, читая роман, понимаешь, что по России немало осталось заповедных уголков, требующих своей защиты.
     Гранин стремится показать причины и обстоятельства. затрудняющие достижение жизненной гармонии. Одно из отражений объективно существующих современных противоречий - характер, облик Уварова. Вот уж кому чужда всякая что ни на есть лирика» «Далеко ты зашел. Когда это ты успел...» - недоуменно цедит он сквозь зубы, выслушав неожиданные предложения Лосева. Уваров - это не недалекий бюрократ, он незаурядный руководитель, способный обличать болтовню, манипуляции с показателями, некачественную работу. И в то же время для него характерно пренебрежительное и в силу этого разрушительное отношение к красоте.
     Роман Гранина вторгается в незатухающие споры о качествах делового человека, о его способности ценить и сохранять красоту. «Нет, человека подсчитать невозможно...» В этой фразе, брошенной как-то Лосевым, выражена одна из важнейших мыслей романа. Писателю очень важно утверждение человеческой, жизненной незапрограммированности. Недаром так много в романе непредсказуемых поступков, неожиданных поворотов. Взять хотя бы старика Поливанова с его самозабвенной заботой о сохранении исторических ценностей; но было время, когда он же. Поливанов, по команде властей рьяно эти ценности разрушал. Судьба главного героя тоже окружена атмосферой недоговоренности: Лосев бесследно исчез из города, имя его забыто, никто, похоже, не знает и энать не хочет, что сделал он для Лыкова. Хотя автор «Картины» оставляет нам некоторые надежды. «...Полагаю, что он вернется... Потому что обстоятельства именно такого человека требуют» 14 мы, читатели, верим, что в нашей жизни такие сильные, духовные люди необходимы: дел для них невпроворот. Это в первую очередь и доказал Д. Гранин своим романом. Доказал интересно, ярко, граждански взволнованно. Как и герою романа, нам всем необходимо «чувствовать себя звеном в историческом движении России, сознавать нерасторжимую связь прошлого, настоящего, будущего». И надо помнить, что «мы на памяти стоим».