МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы

Загрузка...

Жизнь и творчество З.Н. Гиппиус

     Без Зинаиды Николаевны Гиппиус невозможно представить себе русскую литературу конца XIX - начала XX веков. Поэзия, художественная проза, публицистика, критика, драматургия - в каждом из этих жанров ею были созданы значительные произведения. В. Брюсов писал: «Как сильный, самостоятельный поэт, сумевший рассказать нам свою душу, как выдающийся мастер стиха, Гиппиус должна навсегда остаться в истории нашей литературы».
     Однако в течение долгих лет имя поэтессы в нашей стране было полузапретным, что объясняется в первую очередь политическими взглядами Гиппиус. занявшей после Октябрьской революции непримиримую позицию по отношению к большевизму..
     Зинаида Николаевна Гиппиус принадлежала к числу символистов, оказавших влияние на последующие поколения русских мастеров слова. Ее первые стихи появились в петербургских журналах 1888 года. В одном из стихотворений Гиппиус дала свою формулу видения мира:
     Тройною бездонностью мир богат,
     Тройная бездонность дана поэтам.
     И разве поэты не говорят
     Только об этом?
     Только об этом?
     Тройная правда - тройной порог.
     Поэты, этому верному верьте.
     Только об этом думает Бог:
     О человеке, Любви
     И Смерти.
     Человек, Любовь. Смерть. Бог - вот главные темы, вокруг которых концентрируется творчество Гиппиус. Ее поэтический мир предельно подвижен, зачастую он реализуется противоположными полюсами: с одной стороны - индивидуалистический бунт, с другой - сильное религиозно-мистическое чувство.
     Мы, - робкие, -
     во власти всех мгновений,
     Мы, - гордые, -
     рабы самих себя.
     ...
     Мы, - тихие, —
     в себе стыдимся Бога,
     Надменные, - мы тлеем не горя...
     Основная черта поэзии Гиппиус - настроение протеста, будь то эпатаж ранних произведений «мстящие», «гневные» стихи периода долгой эмиграции.
     Один иду, иду чрез площадь снежную,
     Во мглу вечернюю, легко туманную,
     И думу думаю, одну мятежную,
     Всегда бездумную, всегда желанную.
     Ее стихам присущи, как правило, «некоторая надземность» и особая напряженность. По признанию самой поэтессы, «они словно бы оторваны на пол-аршина от земли», абстрагированы. О ней говорили, что «нет поэта, более отрешенного от всего земного».
     О судьбе России, ее историческом прошлом Гиппиус думала и отражала в своих стихах настроения истинно патриотические. О декабристах, которые вышли «в морозный день, в заветный час», она писала:
     Своею молодой любовью
     Их подвиг режуще-остер,
     Но был погашен их же кровью
     Освободительный костер.
     Очень динамично, эмоционально-надрывно звучат ее стихотворения о страшных днях Октябрьского переворота:
     Кто посягнул на детище Петрово?
     Кто совершенное деянье рук
     Смел оскорбить, отняв хотя бы слово,
     Смел изменить хотя б единый звук?
     «Растерянная челядь» вызывает презрение поэтессы, потому что, «властвуя», она «дрожит за свой последний час», «Прекрасно-страшный Петербург» революционного времени ждет, по ее мнению, своего отмщения:
     Изменникам измены не позорны.
     Придет отмщению своя пора...
     Но стыдно тем, кто, весело-покорны,
     С предателями предали Петра.
     В далекой эмиграции вспоминались и зарисовывались изящным пером поэтессы картинки незабываемой русской природы:
     Ближний лес узорно вышит
     Первой ниткой золотой,
     И притайный, - тайной дышит,
     Темной свежестью грибной.
     И далее ностальгическая тоска звучит в строках о России:
     Над расписанной сосною
     Раскричалось воронье.
     Все мне близко. Все родное.
     Все мне нужно. Все мое.
     В эмиграции Зинаида Николаевна ощущала себя поэтом России, той давней, где был любимый круг друзей, где оставались заснеженными силуэтами вечерние огни на Невском. Она верила в спасение и возрождение России:
     Она не погибнет, - знайте!
     Она не погибнет, Россия.
     Они всколосятся, - верьте!
     Поля ее золотые.
     ...
     Россия спасется, - знайте!
     И близко ее Воскресенье.
     Поэтесса умеет тонко и четко выразить свои душевные порывы и мысли, заключить их как бы в бестелесные краткие формулы, в которых символистская критика обнаруживала «все переживания современной души». Часто ее стихи напоминают молитвы-обращения к Богу, жалобы на человеческое одиночество и тоску «по единению двух», и вновь гимны своему «я», мысли о смерти:
     О, сделай, Господи, скорбь нашу светлою,
     Далекой гнева, боли и мести,
     А слезы - тихой росой предрассветною
     О нем, убиенном на поле чести.
     Стихотворения Гиппиус, бесспорно, гармоничны и музыкапьны независимо от того, о чем она пишет: о глубоком душевном разладе или жажде гармонии, о неверии в жизнь или «тяжести счастья». Виртуозно владея поэтическим словом, она всегда придавала им мистическую значимость:
     Сиянье слов? О, повторять ли снова
     Тебе, мой бедный человек - поэт,
     Что говорю я о сияньи Слова,
     Что на земле других сияний нет? О своей любви к поэзии Гиппиус писана: «Ничто в мире не доставляет мне такого наслаждения, как писание стихов - может быть, потому, что я пишу по одному стихотворению в год -приблизительно. Но зато после каждого я хожу целый день как влюбленная, и нужно некоторое время, чтобы прийти в себя...»
     Лирика 3. Гиппиус стала доступной в России сравнительно недавно. Она относится к «возвращенной», незаслуженно забытой литературе. Незаурядная личность, талантливая поэтесса, хозяйка известного литературного салона в Петербурге, 3. Гиппиус сыграла большую роль в начале поэтического возрождения России в 1890 - 1900-е годы и заняла достойное место в поэзии «серебряного века».
загрузка...