МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы






Мое любимое литературное произведение (по «Житию» протопопа Аввакума)

     Просто так прочитать эту книгу сложно, она бы легче читалась после литературной обработки, получилась бы живой повестью с захватывающим сюжетом, а не осталась только памятником русской литературы. Лично мне она пришлась по душе с первого чтения, хотя и далась с трудом.
     Деревенский священник Аввакум ревностно участвует в борьбе против церковной реформы патриарха Никона, которую тот проводит с ведома царя Алексея Михайловича. Она сводилась к изменению внешней обрядности по греческим канонам (двуперстное или троеперстное сложение крестного знамения, обход вокруг аналоя «посолонь» или наоборот). Борьба за «старую веру» вызвала Великий раскол, который в той или иной форме продолжается и по сей день. Выбор до сих пор один и тот же: влиться в мировую цивилизацию или же отгородиться от нее? Богословские споры привели протопопа к гонениям и ссылке. Аввакум представлял крайнее крыло староверов, во многом расходясь даже с единоверцами. В результате он ни от кого не получил заступничества.
     На одинокого в своей борьбе Аввакума обрушились репрессии, заточение и ссылка с семьей в Сибирь. Через одиннадцать лет он снова обласкан царем, затем вновь сослан на реку Мезень. Через пару лет на «священном соборе» он осужден за то, что сам же этот собор проклял еще до открытия. С ссылки в северный острог Пустозерск начинается чисто литературная деятельность мятежного протопопа. Он пишет «Житие» и «Послания» к единоверцам и супостатам. Полемические рукописные книги читатели стали размножать, листы с запрещенными писаниями ходили по рукам раскольников. Образ «мятежного» протопопа вырастал в политическую фигуру общерусского масштаба.
     Наконец Аввакум приговорен на сожжение заживо «за ве- ликия на царский дом хулы». Вот тогда он записал на крохотных обрывках бумаги свое «Житие». Ожидание приговора растянулось, что дало писателю время на его литературное творчество, которое стало бессмертным. Впервые в русской литературе выводится на бумаге не житие святого, а грешная земная жизнь человека. Персонажи Аввакума произносят слова из евангельских текстов, а рядом звучит просторечье неграмотных воевод. Писатель вводит бытовую лексику рядом с цитатами из священных книг, «своя и чужая» не отделяя.
     Под его пером рушились церковные каноны «житийной» прозы, и рождалась полнокровная русская словесность. В произведение входит широкий спектр политических групп того времени, описано государственное устройство сверху донизу. Жанрово- бытовые подробности выходят за рамки «прологовой» традиции, когда в жизнеописание первохристиан еще смело вводили житейские мелочи. Впервые в русской традиции протопоп Аввакум дал красочное описание природы: «Горы высокие, дебри непроходимые, утес каменной, як стена, стоит, и поглядеть - заломя голову!»
     Описание животного мира уже отстоит от «иконописной» традиции с мифическими зверями - единорогом, птицей страфока- мил или исполинским Китоврасом: «На тех же горах гуляют звери многая дикия: козы и олени, и изубри, и лоси, и кабаны, волки, бараны дикие».
     Просто удивительно, что наши книгоиздатели и кинематографисты проходят мимо такого произведения для детей и юношества. Даже мультсериал на основе «Жития» мог стать излюбленным зрелищем для детей, не хуже библейских «мультиков» американских баптистов, которые мы часто видим на телеэкране.