МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы

Загрузка...

Литературный подвиг протопопа Аввакума

     Русская литература развивалась путями, отличными от истории западных литератур. Вот какой парадокс из-за этого получается: глава старообрядчества и один из самых радикальных идеологов раскола в русской православной церкви 17-го века, протопоп Аввакум известен ныне как первый русский светский писатель. За пламенные выступления в проповедях и писаниях к единоверцам против реформы Никона он был сослан с семьей в 1653 в сибирский город Тобольск, затем в далекую Даурию на целых десять лет. После возвращения в Москву ненадолго был обласкан царем Алексеем Михайловичем, но все же продолжил борьбу с официальной церковью, за что был осужден на церковном соборе и сослан в острог Пустозерск, где пятнадцать лет провел в земляной тюрьме.
     Полутемный сруб, присыпанный землей, стал «рабочим кабинетом» писателя. На крошечных обрывках бумаги он написал свое бессмертное «Житие» и многие другие сочинения. По указу царя, былого почитателя его таланта и заступника, Аввакум был заживо сожжен. Мне из 21-го века кажется удивительным такое упорное противостояние Аввакума новшествам патриарха Никона: не все ли равно, «по солнцу» или против обходить аналой в церковной службе? Видно, противостояние скрывалось глубже, в восприятии внешнего мира. Открыться ли всему новому или наглухо затвориться в «древлем благочестии»? Изменяться ли русскому народу по ходу развития мировой цивилизации или застыть на заветах старины?
     Патриарх Никон и протопоп Аввакум были ровесниками и земляками с Заволжья. Аввакум - русский, а Никон - мордвин из-за Кудьмы, настоящий богатырь - в пятипудовом облачении патриарха, шитом золотом, полдня на службе выстаивал, не присев. Никон к тому же - «собинный» друг царя Алексея Михайловича. Но сила духа «огненного» раскольника Аввакума противостояла патриарху. Пламенный агитаторский пафос «неистового» протопопа не знал чинов и преград. С равной решимостью вступал он в единоборство с патриархом, вел теософский спор с Симеоном Полоцким о двуперстном сложении, выходил с рогатиной на медведя и «лаялся» с царскими воеводами в ссылке.
     Его «Житие» представляет собой не только полемическое послание к последователям старой веры, а полнокровное повествование о народной жизни, бытовании и нравах на Руси. Аввакум неоднократно перерабатывал свое «Житие», в результате получилось литературное творение, где жизнь российская нашла полнокровное и всестороннее освещение, насыщенное лирическими откровениями и бытовыми подробностями: «а люди-те охают, платья мое по кустам развешивая, шубы отласные и тафтяные и кое-какие безделицы тое много еще было в чемоданах, да и в сумах».
     Писатель изукрасил речь богатыми стилистическими приемами: «Я осиротел молод, и от своих соплеменников во изгнании быхом». Церковнославянская книжная витиеватость сменяется просторечием: «А однако уж развякался, - еще повесть вам скажу». Живой русский язык впервые входит в литературный обиход: «Понеже люблю я русский природный язык». Бессмертное произведение написано в жанре описания жития святых. Поневоле Аввакум сам себя приблизил в своем труде к мученическому венцу, написав прижизненное житие будущего святого с хождением по мукам и чудотворениями, как и подобает по канонам жанра.
загрузка...