МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы






Тема одиночества в поэзии М.И. Цветаевой

     Что же мне делать, слепцу и пасынку,
     В мире, где каждый и отч и зряч...
     М. Цветаева
     Поэзия — дело индивидуальное. Поэт — человек, умеющий заметить и сказать то, что не дано другим, чувствующий все трещины и точки мира, хранящий его тайны. Поэтическое ремесло часто вызывает недоумение, не считается серьезным делом. Марина Цветаева с детских лет ощущала свою избранность, а значит — изгойство и одиночество. В ранних стихах это выражалось бравадой:
     Я несусь — за мною пасти,
     Я смеюсь — в руках аркан...
     Чтобы рвал меня на части
     Ураган!
     Чтобы все враги — герои!
     Чтоб войной кончался пир!
     Чтобы в мире было двое:
     Я и мир!
     («Дикая воля»)
     Законы жизни поэта определяются законами его творчества. И поэт не может быть счастлив, он просто не создан для счастья. Человеку, женщине по имени Марина Цветаева, возможно, хотелось прожить иную, более легкую и счастливую жизнь. Но поэт Марина Цветаева существовала наперекор всему — чужим мнениям, нравственным законам, революциям, войнам. Тем, кто упрекал ее в этом, она отвечала:
     Знать: дух — мой сподвижник, и дух — мой вожатый!
     Входить без доклада, как луч и как взгляд.
     Жить так, как пишу: образцово и сжато, —
     Как Бог повелел и друзья не велят.
     («Я счастлива жить образцово и просто...»)
     Это одиночество — общее для всех пишущих — Марина Цветаева описывает в цикле «Поэты»:
     Есть в мире лишние, добавочные,
     Не вписанные в окоем.
     (Не числящимся в ваших справочниках,
     Им свалочная яма — дом.)
     («Есть в мире лишние...»)
     Цветаева противопоставляет напряженный, раскаленный мир слов обывательскому болоту:
     Что же мне делать, певцу и первенцу,
     В мире, где наичернейший — сер!
     Где вдохновенье хранят, как в термосе!
     С этой безмерностью
     В мире мер ?!
     («Что же мне делать, слепцу и пасынку...»)
     Цветаевой, мыкающейся по пражским и парижским пригородам, по чужим углам, катастрофически не хватало места, где она была бы один на один с тетрадью. Отсюда в ее стихах — мольбы о доме, о комнате, о саде «без нидуши». Цветаева с юности была самодостаточным поэтом: ей нужны были только тетради и ручки, все происходило внутри. И жизнь духа была такой интенсивной, что ее хватало на все — на стихи, на поэмы, на статьи и письма, — лирический дневник души. Одиночество Цветаевой — не только крест, но и источник вдохновения:
     Уединение: уйди
     В себя, как прадеды в феоды.
     Уединение: в груди
     Ищи и находи свободу.
     («Уединение...»)
     Но обратная сторона этой свободы — пустота вокруг, холод неба, лед вершин. Уединение — плата за дар, ибо счастья не бывает без других людей.
     Я думаю (уж никому не по нраву
     Ни стан мой, ни весь мой задумчивый вид),
     Что явственно желтый, решительно ржавый
     Один такой лист на вершине — забыт.
     («Когда я гляжу на летящие листья...»)
     Вершины поэзии отбирают силы. Но другого призвания, другой судьбы Цветаева для себя не хотела. Она была «певчей ребром и промыслом» и несла свой дар, свое избранничество, как долг:
     Мне ж — призвание как плеть —
     Меж стенания надгробного
     Долг повелевает петь.
     («Есть счастливцы и счастливицы...»)