МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы






«Поэзия Серебряного века» (по лирике М.И. Цветаевой)

     Имя твое — птица в руке,
     Имя твое — льдинка на языке,
     Одно-единственное движенье губ.
     Имя твое — пять букв.
     М. Цветаева
     Марина Ивановна Цветаева — замечательный русский поэт, сохранившая на всем протяжении своего творчества самобытность и оригинальность. Ее стихи невозможно спутать с другими. Они прорываются, как лава, кипящая энергией, искрометные и неповторимые. Цветаева с колыбели, кажется, знает о том, что награждена «душой, не знающей меры». Принято считать, что со стихов 1916 года начинается «настоящая Цветаева», все ранее написанное лишь разбег к этому важному этапу. С этого времени зазвучала «стихийная Цветаева», словно некая сила вдруг пробилась из глубины и нашла свой собственный стиль. В стихи поэтессы ворвались шквальные ветры и ритмы, заклятия, причитания и стоны, сменяющиеся внезапным покоем и просветлением. Ее поэзия необузданных страстей словно антипод «тишайшей поэзии» Анны Ахматовой, в любви к которой пылко и открыто признавалась Цветаева.
     В стихах 1916-1917 годов много пространства, дорог, быстро бегущих туч и солнца, чьих-то осторожных теней, шорохов, криков полночных птиц, багровых закатов, предвещающих неминуемую бурю, и лиловых беспокойных зорь...
     К вам всем — что мне, ни в чем не знавшей меры,
     Чужие и свои?! —
     Я обращаюсь с требованьем веры
     И с просьбой о любви.
     И день и ночь, и письменно и устно:
     За правду да и нет,
     За то, что мне так часто — слишком грустно
     И только двадцать лет.
     Стихи этого периода и позднее написанные вошли в сборники «Версты», «Версты I» и «Версты II». Годы революции и гражданской войны явились страшным испытанием для Цветаевой, но она не была бы большим поэтом, если бы не отозвалась на разыгравшуюся «вьюгу».
     Если душа родилась крылатой —
     Что ей хоромы — и что ей хаты!
     Что Чингис-хан ей и что — Орда!
     Два на миру у меня врага,
     Два близнеца, неразывнослитых:
     Голод голодных — и сытость сытых!
     Свою жизнь Цветаева воспринимает как предначертанную «книгу судеб». Свой крестный путь она прошла, воплотив его в стихи,— это по плечу лишь великим.
     Пригвождена к позорному столбу
     Славянской совести старинной.
     С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
     Я утверждаю, что — невинна.
     Я утверждаю, что во мне покой
     Причастницы перед причастьем,
     Что не моя вина, что я с рукой
     По площадям стою — за счастьем.
     А как беспечна и даже легкомысленна, хотя и в философском настрое, Цветаева предвидит или скорее предсказывает свою судьбу:
     Идешь на меня похожий,
     Глаза устремляя вниз.
     Я их опускала — тоже!
     Прохожий, остановись!
     Прочти — слепоты куриной
     И маков набрав букет,
     Что звали меня Мариной
     И сколько мне было лет...
     А ведь поэту нет еще и двадцати лет. В молодости можно быть беспечной и озорной. Впереди жизнь, полная тайн и прекрасных неожиданностей:
     Никто ничего не отнял —
     Мне сладостно, что мы врозь!
     ...Целую вас — через сотни
     Разъединяющих верст...
     А потом придут первые разочарования, обиды и горести. И уже почти интимно, с чисто женской интонацией зазвучит вопрос:
     Вчера еще в глаза глядел,
     А нынче все косится в сторону!
     Вчера еще до птиц сидел —
     Все жаворонки нынче — вороны!
     . Я глупая, а ты умен,
     Живой, а я остолбенелая.
     О вопль женщин всех времен:
     «Мой милый, что тебе я сделала?!»
     Особенной доверительности Цветаева достигает тем, что большинство ее стихотворений написано от первого лица. Это «я» делает ее близкой и понятной, почти родной читателям. Марина Ивановна Цветаева узнала великую любовь и боль утраты. За мужем, белым офицером, она едет в эмиграцию. Не Родину она покидала, а ехала облегчить любимому жизнь на чужбине. Он был ее родиной и смыслом жизни. Такая уж она родилась, что не могла ничего вполовину, а только всей открытой душой и до конца. Перед самой войной Марина с мужем вернулись в Россию, но она их встретила «мачехой». Муж и дочь оказались в тюрьме, об их судьбе Цветаевой ничего не было известно, а главное, не было сил бороться. Она потеряла не только веру в грядущее, но и «стержень», на котором держалась жизнь. А зачем жизнь, если жить уже нечем. Она добровольно отказалась от жалкого прозябания, на которое ее обрекли, может быть, совершив свой последний подвиг.
     Мы спим — и вот, сквозь каменные плиты,
     Небесный гость в четыре лепестка.
     О мир, пойми! Певцом — во сне — открыты.
     Закон звезды и формула цветка.