МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы

Загрузка...

Размышления над лирикой И.А. Бунина

     Нас всегда будет занимать тайна творчества Ивана Алексеевича Бунина. Почему его мысли, пережив многие капризы мод и вкусов, звучат и волнуют так, будто сказаны сегодня? Почему вновь и вновь мы размышляем над строками его творений? Трудно в одном сочинении рассказать широко и полно все то, что нас занимает в многообразном творчестве великого русского писателя. Но все же нужно заметить, что, постигая его, мы вместе с автором размышляем об идеалах добра, верности, красоты, задумываемся о смысле жизни.
     Основное построение лирики Бунина — элегичность, созерцательность, грусть как привычное душевное состояние. И пусть, по Бунину, это чувство грусти не что иное, как желание радости, естественное, здоровое чувство, но у него любая, самая радостная картина мира неизменно вызывает такое состояние души.
     Я не знаю ни у кого из русских поэтов такого неотступного чувства возраста «лирического героя», — он как бы не сводит глаз с песочных часов своей жизни, следя за необратимо убегающей струйкой времени. Все ценнейшее, сладчайшее в жизни он видит только тогда, когда оно становится воспоминанием минувшего:
     И тебя так нежно я любил,
     Как меня когда-то ты любила...
     Все как было. Только жизнь прошла...
     Правда, поэзии Бунина в высшей степени присуще стремление найти в мире «сочетание прекрасного и вечного», обрести желанную непреходящесть, укрепиться хотя бы в чувстве вселенского и, так сказать, всевременного единства жизни, слиться с этим единством, раствориться в круговороте природы, в смене бесконечной череды веков:
     Пройдет моя весна, и этот день пройдет,
     Но весело бродить и знать, что все проходит,
     Меж тем как счастье жить вовеки не умрет...
     Смерть и любовь — неизменные мотивы бунинской поэзии. Любовь — причем любовь земная, телесная, человеческая — может быть, единственное возмещение всех недостач, всей неполноты, обманчивости и горечи жизни. Но любовь чаще всего непосредственно смыкается со смертью и даже как бы одухотворена ее близостью в своей краткости и обреченности.
     К непреходящим ценностям относит Бунин и прелесть природы. Особыми чарами обладают его описания времен года со всеми неуловимыми оттенками света на стыках дня и ночи, на утренних и вечерних зорях, в саду, на деревенской улице и в поле.
     Бунин — не просто мастер необычайно точных и тонких запе- чатлений природы. Он великий знаток «механизма» человеческой памяти.
     По части красок, звуков, запахов, всего того — выражаясь словами. Бунина — «чувственного, вещественного, из чего создан мир», предшествующая и современная ему литература не касалась таких, как у него, тончайших и разительнейших подробностей, деталей, оттенков:
     Весна, весна! И все ей радо:
     Как в забытьи каком стоишь.
     И слышишь свежий запах сада
     И теплый запах талых крыш.
     Наиболее жизнестойкая часть стихотворной поэзии Бунина — это лирика родных мест, мотивы деревенской и усадебной жизни, тонкая живопись природы:
     Под застрехи ветер жесткий дует,
     Сыплет снегом... Только он один
     О тебе, родимый край тоскует
     Посреди пустых твоих равнин!
     Философская лирика проникает в пейзажную и преображает ее. Непременная принадлежность бунинских пейзажей — кладбище, погосты, могилы, напоминающие об исчезновении древнего рода и неизбежности собственной смерти. Поэт стремится заглянуть за пределы человеческой очевидности, переступить черту, которую сторожит «незрячий взор» смерти. Ее карающая десница не щадит никого, ее загадка неотстуцно мучит воображение Бунина:
     ... Причесали, нарядили, справили,
     Полотном закрыли бледный лик —
     
     И ушли, до времени оставили
     Твой немой двойник,
     У него ни имени, ни отчества,
     Ни друзей, ни дома, ни родни:
     Тихи гробовые одиночества
     Роковые дни...
     В любовной лирике поэта главное — гамма возвышенных переживаний, красивое чувство, изображая которое, поэт совершенно растворяет образ любимой, колеблет его, как «колеблет отражение бегущий ручей». Образ женщины поэтичен:
     Горько мне, когда ты, опуская
     Темные ресницы, замолчишь:
     Любишь ты, сама того не зная,
     И любовь застенчиво таишь.
     Но всегда, везде и неизменно
     Близ тебя светла душа моя...
     Милый друг! О, будь благословенна
     Красота и молодость твоя!
     Бунин при жизни не был знаменитым писателем в обычном смысле этого понятия, но это не означает, однако, что он не имел значительного круга своих читателей и почитателей. Он пользовался уважением таких современников, как Блок и Брюсов, чьи эстетические взгляды и творческую практику сам он начисто отвергал- Бунин, продолжая классические традиции, вскрывая неизведанные возможности «традиционного» стиха, остается певцом русской природы, «вечных», «первородных» тем, мастером интимной и философской лирики. Он не просто повторяет достижения «серебряного века» русской поэзии, но и активно развивает ее завоевания.
загрузка...