МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы

Загрузка...

Мотив Родины в лирике И.А. Бунина

     Лирика И. А. Бунина восхищает своей патриотичностью. Ещё в ранних стихотворениях поэт выражал непреодолимую скорбь о России, о её обречённости на нищету и страдания.
     Такую концепцию судьбы Родины Бунин выдвинул в первом напечатанном лирическом произведении «Деревенский нищий». Автор, сочувствуя истомлённому нуждой старику, переживает за всю Россию. Горькую долю нищего Бунин отождествляет с судьбой всей страны. Отчизна постепенно беднеет и изнемогает, но всё же борется. Тоска и нужда России тяготят автора. Он вводит образ нищего не только для того, чтобы подчеркнуть схожесть между судьбой России и судьбой её гражданина, но и чтобы выявить причину несостоятельности Родины: разве может быть счастливой и беспечной мать, чьи сыновья, не щадя сил, изо дня в день молят прохожих о милостыне?
     Бунин прочит скорбную участь России и в будущем — мысль об этом скрыта в заключительных строках:
     Он заснул... А потом со стенаньем
     Христа ради проси и проси...
     Страдания Родины не иссякнут — в том не вина, а беда страны, поэтому автор не указывает виновников, не предлагает пути избавления от несчастий, а лишь сочувствует старцу без крова и ломтика хлеба и всей стране, где существуют такие старцы и, главное, где есть люди, которые не слышат их мольбы.
     Об обеднении и убогости России Бунин говорит и в стихотворении «Родине». Поэт выражает беспредельную любовь к Отчизне, искренне сочувствует её покинутости. Он сравнивает её участь с судьбою неоценённой матери, которой гнушается её собственный сын:
     Так сын, спокойный и нахальный,
     Стыдится матери своей —
     Усталой, робкой и печальной
     Средь городских его друзей...
     Россия выделяется «простотою, убогим видом чёрных хат». Но она отдаёт своим «сынам» все свои достояния — так покинутая мать «бережёт ко дню свиданья последний грошик ». А он отвечает неблагодарностью. В этом сравнении, помимо сочувствия, сквозит восхищение автора, уважение, поклонение. Родина слишком много добра и тепла отдала каждому человеку, слишком много, чтобы истинный её патриот мог позабыть об этом. Она всегда, даже в нищете, ему мила.
     Бунин сравнивает Родину с самым дорогим человеком — Матерью. Он проводит параллель между этими образами и сочувствует обеим. Он показывает неблагодарность и бездеятельность «сына», который:
     Глядит с улыбкой состраданья
     На ту, кто сотни вёрст брела...
     И «сын» («сын» — собирательный образ), стыдясь Родины в её нынешнем состоянии убогости, всё же осознаёт это. Он взирает на неё с улыбкой состраданья, подспудно чувствуя, что в увядании России его вина.
     Да, Россия увядает, но всё же живёт. И её патриоты всегда будут ею любоваться. Любовь к родной природе отражена в стихотворении «В стороне далёкой от родного края...». Лирический герой восхищается необъятной и, к сожалению, недоступной для созерцания красотой природы: он живёт на чужбине. Сны и мечты, самое заветное, он обращает к Родине:
     Снится мне приволье тихих деревень,
     В поле при дороге белая берёза,
     Озими да пашни — и апрельский день.
     «Изгнаннику» в сновидениях представляется русская природа, обитель тепла и света, исполненная гармонии, красоты и. умиротворённости. Поэта влекут белой зыбью плывущие облака, синеющее утреннее небо, воздушная вышина — родные, а оттого неповторимые; нигде человек не может узреть столь величественную красу Весну, ощутить поволоку лёгкого воздуха, кроме как на Родине. Лирическому герою видится «Девушка-Весна»; она является воплощённым сочетанием радости и мудрости, носителем эликсира молодости, вечностью и бесконечностью — и... она тоже преданна Родине:
     Мил ей край родимый, — степь и тишина,
     Мил ей бедный север, мирный труд крестьянский,
     И с приветом смотрит на поля она:
     На устах улыбка, а в очах раздумье —
     Юности и счастья первая весна!
     Весна напоминает лирическому герою его молодость, проведённую в родной стороне, сближает его с недосягаемой Родиной.
     Он завидует Весне, которую ничто не сковывает, которая имеет возможность наслаждаться привольем родимых просторов. Он хочет возвратиться и тешит себя смутной надеждой.
     Мотив Родины, раскрытый в том же ключе, звучит и в стихотворении «Далеко за морем...». Подобно предыдущему, оно содержит переживания поэта, вынужденного находиться вдали от родного края. Судьба разлучила поэта с Отчизной, обрекла маяться на чужбине, где всё тускло, незнакомо: небо, волны, закат. Здесь — всё тоска. Всё вокруг напоминает ему о милой стороне:
     И знакомой грустью
     Сердце сладко ноет:
     Кажется, что снова
     По степи родимой
     Еду я просёлком...
     Бунина привлекают простота и естественность Руси, где и закат алеет ярче, и всё кажется прекраснее. Он любуется Родиной, превозносит её красоту. Эти чувства отразились и в стихотворении «Родина».
     Это лаконичное (состоящее из восьми строк), но ёмкое лирическое произведение. Размышляя о Родине, автор в первую очередь думает об идеальном мире, чуждом суеты, о вечной составляющей бытия — природе. Он восхищается бескрайностью, неохватностью просторов родной страны:
     Под небом мёртвенно-свинцовым
     Угрюмо меркнет зимний день,
     И нет конца лесам сосновым,
     И далеко до деревень.
     Поэт воспевает и эту угрюмость, и подобный кроткой печали молочно-синий туман, и мёртвенно-свинцовую пелену зимнего дня. Несмотря на изнурённость, угрюмость и мрачность, Россия красива и сильна.
     И в стихотворении «Ночлег» показана красота родной природы, весь диапазон её изменений. Утро сменяет ночь, даёт возможность птице-душе вернуться на Родину. Для радующейся скорому слиянию с Родиной души всё вокруг преображается: небо, ранее сгустившееся во мраке, а теперь воссиявшее чистотой, росистое утро. Преображение наступило и в самой душе: накануне вечером она покорно замерла, скорбя, а утром расправила крылья. Бунин призывает: «Вернись на Родину, душа!», зная, как тяжело оставаться вдали от неё.
     Ощущение оторванности от родного края Бунин описал и в аллегорическом стихотворении «Канарейка». Тоскуя по Родине, канарейка из зелёной превратилась в золотую. В этом угадывается намёк на золотую клетку, на неволю в «заморской» стороне, которая хотя и предвещает довольства, но всё равно тяготит. Ничто не мило канарейке — несвободной, заточённой на чужбине. Бунин сочувствует ей, отождествляя её со своей душой:
     Птицей вольной, изумрудной
     Уж не будешь, — как ни пой
     Про далёкий остров чудный
     Над трактирною толпой!
     Ещё страшнее для Бунина — изгнание. Об этом он рассказывает в стихотворении « Магомет в изгнании». В разлуке с Родиной не способна морально выстоять даже сильная личность. Пророк вынужденно расстался со всеми, кого любил. Его печаль изливалась в «скорбные слова», он «жаловался скалам». И хотя для осуществления своей миссии пророку необходимо было сохранять самообладание, не сломиться перед участью изгнанника, он не смог побороть душевную боль.
     Другое стихотворение об изгнаннике — «Князь Всеслав». Его сюжет заимствован из русской истории. «Не в час севший на княжьем месте» Всеслав малодушно бежал в Полоцк. Князь был «тёмным», трусливым и хитрым человеком, но в понимании Бунина патриотизм искупает все его отрицательные качества. Всеслав остался верен Родине, тосковал по ней:
     Что теперь, вдали от мира, в схиме,
     Вспоминает тёмный князь Всеслав?
     Только звон твой утренний, София,
     Только голос Киева!
     Незабвенная Родина, по мнению Всеслава, во всём превосходит Полоцк: и в красоте зимних пейзажей, и в стройности панорамы города. Всё князю кажется окрашенным в серые тона. Он грезит Родиной — она видится ему как наяву:
     Слышит князь: опять зовут и млеют
     Звоны как бы ангельских высот!
     В Полоцке звонят, а он иное
     Слышит в тонкой грёзе... Что года
     Горестей, изгнанья! Неземное
     Сердцем он запомнил навсегда.
     Сладостны для «тёмного» князя воспоминания о родной земле, где прежде бушевала его трусливая, но всё же благородная кровь.
     Иная грань мотива Родины раскрывается в стихотворении «За измену». Эпиграфом к нему служит мудрое изречение из Корана: «Вспомни тех, что покинули страну свою ради страха смерти». В стихотворении описана судьба предателей Родины:
     Их Господь истребил за измену
     Несчастной Отчизне,
     Он костями их тел, черепами усеял поля.
     Изменники оказались справедливо покараны Богом, но пророк смилостивился над ними: он умолил Всевышнего воскресить их, и тот выполнил просьбу — возвратил им жизнь, отпустил грехи. Но не приняли изменники прощения от земли, ибо, по её законам, искупить такую вину можно только ценой собственной жизни, отданной во имя Отчизны. Об их дальнейшей участи сложились две противоречащие друг другу легенды, одна гласила: «Воскрешённые пали в бою», — другая возражала: они «...до гроба... жили в пустынном и диком краю». Бунин презирает предательство, он считает, что преступление повлекло заслуженное наказание — испытывать муки, будучи «склонёнными долу в печали». Смерть для них — облегчение, а героическая гибель — незаслуженный удел. Родина достойна того, чтобы быть отмщённой, и Богом, и пророком (он смягчил наказание, ниспосланное Господом, но отнюдь не отменил его), и человеком.
     Бунинская философская концепция бытия тесно переплетается с темой Родины. Эта тема пронизывает стихотворение «В лесу, в горе, родник, живой и звонкий...». В нём Бунин выстраивает простой образный ряд: старинный голубец, лубочная почерневшая иконка, берёзовый корец. Автор утверждает, что он противник русской «несмелой, тысячелетней рабской нищеты», но:
     ...этот крест, но этот ковшик белый...
     Смиренные, родимые черты!
     Намечается параллель: «смиренные черты» и смирение поэта по отношению к убогости и нищете Руси. Он принимает её такой, какая она есть, — несмелая рабыня, униженная, подмятая и «покорёженная», однако не утратившая живой естественности. А именно естественность завораживает поэта.
     «В Москве» — своеобразные дифирамбы родной столице. Автор восхищается всем: и ростепелью, и лунным светом, пеленающим небо, и дремотной негой, навеянной ночным воздухом. Всё, принадлежащее любимой стране, поэт принимает, любуется природой:
     Днём — ростепель, капели, греет солнце,
     А ночью подморозит, станет чисто,
     Светло — и так похоже на Москву,
     Старинную, далёкую.
     В стихотворении есть и ностальгия: поэт тоскует по старой Москве («старые переулки за Арбатом», «кресты на древней церковке»). Стихотворение кажется оборванным, вывод чётко не обозначен, но он легко угадывается: Москва — «...совсем особый город», она нежна и спокойна ночью, ярка и солнечна днём. А Москва является частицей той самой России, Родины, которую любил Бунин, нищей и богатой (богатство природы, истории, духовной силы) одновременно.
     Россия, по Бунину, — удивительное сочетание величия и беспомощности. То, что заложено издавна, Родина сохранила во всей широте. Однако то, что сотворили с ней люди, — печально, несостоятельно, скудно. Это беда страны.
     В своей лирике Бунин отразил беззаветную, преданную любовь к Родине. Видя социально-политическое положение России, он сочувствовал ей, стране с великими возможностями. Его как истинного патриота притягивали, а не отталкивали «убогие хаты», равно как — величие природы, сила духа страны, её богатая история. И сохранившаяся на века живая естественность.
загрузка...