МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы

Вивисекция души русского народа (по фантастическим повестям М.А. Булгакова)

     В первое десятилетие после революции большевистские правители еще не дошли до тотальной цензуры, но тем не менее в свой ранний советский период собственного творчества великий русский писатель Михаил Афанасьевич Булгаков прибегал в модному в те годы научно-фантастическому жанру, что давало ему возможность говорить правду Эзоповым языком фантастики. Повесть Булгакова "Собачье сердце" у моего деда хранится как реликвия прошлого в рулоне на синей бумаге. Тогда это называлась "синька", такие тогда были ксероксы, наверное. Распечатывали на этих "синьках" тайком, потому что все ксероксы тогда были под контролем КГБ. Читать ее можно, как летописный свиток или древнюю грамоту - интересно, но неудобно.
     Главный герой повести, ученый-физиолог с европейским именем, профессор Преображенский проводит физиологический эксперимент, сходный с социальным экспериментом большевиков, - создает "нового" человека. Большевики прививают при помощи идеологической обработки "бывшему" русскому человеку криминальное сознание. Профессор Преображенский пересаживает гипофиз погибшего в пьяной драке трактирного балалаечника и "люмпен-пролетария" Клима Чугункина бродячему псу Шарику. Оба эксперимента дали отрицательный результат - советский народ, "гомо советикус" к 21-му веку выродился в безвольное, сильно пьющее и больное народонаселение, а симпатичный, хоть и шкодливый, бродячий пес Шарик превращается в советского функционера Полиграфа Полиграфовича Шарикова, который в короткий срок делает потрясающую карьеру.
     "Новый" человек Шариков органически вписывается в "новую" жизнь, а "бывшим" людям, доктору Борменталю и профессору Преображенскому, нет места даже в собственном доме. Управдом Швондер рано или поздно "уплотнит" Преображенского, превратив прекрасную квартиру в загаженную коммуналку - "питательную Среду" для выведения "советского духа", завистливого, скандального и тупо-агрессивного. Советскую коммуналку так характеризует профессор Преображенский: "Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Разве где-нибудь у Карла Маркса сказано, что 2-й подъезд Калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через черный двор?.. На какого черта убрали цветы с площадок? Почему электричество, которое, дай бог памяти, тухло в течение 20-ти лет два раза, в теперешнее время аккуратно гаснет раз в месяц?"
     Преображенский приходит к выводу, что насилие над природой человека, физической или социальной, преступно. Единственный путь развития, как можно прочитать между строк у Булгакова, - это природный и эволюционный путь развития, а любая революция есть путь, порождающий монстров государственных новообразований и человеческих выродков, управляющих ими. Ссылки на некие "объективные трудности" в период построения социализма Преображенский отметает, равно как и ссылки на послевоенную разруху: "Это - мираж, дым, фикция... Что такое эта ваша разруха?.. Это вот что: если я, вместо того чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат "бей разруху!" - я смеюсь". Профессор Преображенский не верит в быстрый крах советской власти, поэтому единственным спасением может быть только эмиграция за рубеж: "Придется уезжать, но куда - спрашивается?".
     В повести "Роковые яйца" Советскую Россию постигает фарсовый "бич божий" - повальный куриный мор, как курам на смех.
     К этому времени прославилось еще одно научное светило: профессор зоологии Персиков открыл в стране "красных" "красный луч", меняющий генетическую структуру клеток. В результате воздействия луча все живые существа начинают необычайно активно размножаться и способны достигать колоссальных размеров. "Красный луч" соответствует идеологии "красной власти": у большевиков все самое лучшее, прогрессивное и колоссальное.
     За фарсовым "бичом божьим" следует настоящий злой рок: бездарное внешнеторговое руководство посылает ящики с яйцами топических рептилий в птицеводческий совхоз "Красный луч", где выводятся ужасные монстры, грозящие истребить все живое в Советской России. Страну спасает опять же провидение Божие: в августе на землю падают трескучие морозы, как это случилось, например, в 1602 году. Но и без этого большевики победили бы гадов химическим оружием, даже если бы для этого пришлось отравить и половину населения. Булгаков был уверен, что "большевики совершенно негодны для творческой мирной работы, хотя способны хорошо организовать военные победы и охрану своего железного порядка".
     Итак, оба вида фантастической вивисекции - пересадка гормональных органов и мутагенное излучение - способны исказить природу до полного извращения первоначальных понятий, прямо заявляет нам Михаил Булгаков. А идеологическая вивисекция русской души - коммунистическая пропаганда - способна породить из человека полу гада-полудракона, который будет жить в постоянном страхе сам и наводить этот страх на всех соседей. Анатомию социального страха через полвека после выхода в свет фантастических повестей Булгакова станет пристально исследовать еще один великий русский писатель - Юрий Валентинович Трифонов в романах "Старик" и "Дом на набережной". А оперативным и терапевтическим лечением больной русской души придется заниматься 21 -му веку, если исцеление еще возможно.