МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы







Музыка в произведениях М.А. Булгакова

     В произведениях великого русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова музыка очень тесно переплетается с какими- то сверхъестественными мотивами, часто переходящими в фантасмагорию. Тренькает на балалайке "Светит месяц" Полиграф Поли- графыч Шариков, а профессор Преображенский мурлычет романс "От Севильи до Гренады" и умудряется поспеть после эпохальной операции ко второму акту "Аиды" Джузеппе Верди. В "Роковых яйцах" комиссар Рокк не расстается с флейтой. Музыка словно мимоходом выдает течение потусторонних событий, скрытых для понимания непосвященного.
     События романа "Мастер и Маргарита" начинаются "однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах", и первым делом мы знакомимся с советским писателем Берлиозом - "не композитором", как рекомендует будущего покойного поэт Бездомный.
     И так мы убеждаемся, что в столице СССР появляется сатана и его свита. Но кто же он этот злобный гений? У булгаковского Воланда как литературного героя родословная проистекает не от лермонтовского "Демона", а от его музыкального двойника - Мефистофеля из оперы Шарля Гуно "Фауст", написанной на сюжет поэмы Гете. Опера поразила Булгакова с детства на всю жизнь.
     Она - чудо мелодичности, простоты, праздничности чувств и жизнеутверждения - была очень популярна в начале 20-го века, а ария Мефистофеля со словами "Люди гибнут за металл..." и в 21-м веке звучит ново и жизненно. В Киеве, родном городе Булгакова, эту оперу ставили почти каждый год. Родные писателя вспоминают, что в детские и юношеские годы Булгаков слушал ее пятьдесят раз.
     Самые любимые мелодии из этой оперы сопровождают многие произведения Булгакова. Каватина Валентина "Я за сестру тебя молю..." рефреном повторяется в "Белой гвардии". В повести "Тайному другу" звуки музыки Гуно являются герою во сне - вот от пианино отделился младший брат-белогвардеец с простреленной грудью и поманил автора пальцем: "На пианино над раскрытыми клавишами стоял клавир "Фауста", он был раскрыт на той странице, где Валентин поет..."
     Но еще большее место в музыкальном воображении Булгакова занимает Мефистофель. Теоретики музыки утверждают, что героиня шедевра Гуно - Маргарита, хотя опера называется "Фауст". Прежде в некоторых странах, в Германии например, она даже шла под названием "Маргарита". Но для Булгакова главным героем этой оперы все-таки был Мефистофель.
     Возможно, из пятидесяти посещений Михаилом Булгаковым, гимназистом и студентом, оперных спектаклей "Фауста" по крайней мере одно или несколько из них пришлись на гастроли Федора Ивановича Шаляпина. И след этого исполнения есть в романе "Мастер и Маргарита". Великий русский художник М. В. Нестеров вспоминал: " Шаляпин чаще и чаще стал бывать в Киеве... Вскоре состоялся бенефис артиста. Я был на нем. Шел "Фауст"... Шаляпин был исключительно прекрасен. Никогда-не забуду сцены, когда
     Мефистофель появляется на площади перед церковью, куда вошла Маргарита. Это появление, истинно трагическое, проведено было так ново, так неожиданно, гениально. Мефистофель, одетый в черное, в черный, облегающий гибкую фигуру плащ на оранжевой, огненной подкладке..."
     В романе "Мастер и Маргарита" буфетчику из варьете Андрею Докичу Сокову Воланд виден так: "Черный маг раскинулся на каком-то необъятном диване... Как показалось буфетчику, на артисте было только черное белье и черные же востроносые туфли". Мефистофель, "одетый в черное"-это шаляпинское черное трико, позволяющее плащу "дивно облегать" гибкую фигуру. Шаляпинские "востроносые", одного цвета с чулками, туфли. И главное - плащ Шаляпина: "Буфетчик не знал, куда девать глаза... Вся полутемная передняя была загромождена необычными предметами и одеяниям. Так, на спинку стула был наброшен траурный плащ, подбитый огненной материей..."
     Есть и другие намеки на оперу "Фауст" в романе "Мастер и Маргарита": "Без страха пей, в ней яда уж нет!" - с этими словами оперный Мефистофель протягивает Фаусту чашу, в которую только что налил яд. В романе "Мастер и Маргарита" Воланд "быстро приблизился к Маргарите", поднес ей чашу с алой кровью и повелительно сказал: "Пей!".
     Свитский Воланда Коровьев выделен как отставной регент церковного хора. Второе его имя - Фагот - происходит от названия музыкального инструмента, изобретенного итальянским монахом. У Коровьего-Фагота есть некоторое сходство с фаготом - деревянным тубусом с длинной тонкой трубкой, сложенной втрое. Коровьев смеха ради наводит на советское учреждение "хоровую порчу". Степенные "совслужи" поют без передышки, за что и отправляются на бортовой машине в сумасшедший дом.
     Не только хор, но и оркестр упоминается в романе. Маргарита на Великом балу у сатаны среди сотен цветов и разноцветных фонтанов слушает музыку лучших в мире оркестров. Балу предшествует сеанс в Варьете, где в финале музыканты играют марш. На бал приглашены музыкальные гении, непосредственно не связанные в своем творчестве с мотивами сатанизма. Здесь присутствуют и Иоганн Штраус, и Анри Вьетан, бельгийский скрипач, композитор и педагог, хорошо известный в России 19-го века. В "дьявольском" оркестре играют лучшие музыканты мира. Тем самым Булгаков проводит теорию, что в каждом музыкальном таланте есть что-то от дьявола. Ведь, по народному преданию, именно дьявол водил смычком Паганини. Православная религия и ислам вообще не признают инструментальной музыки в храме. По частоте упоминаний о музыке и ее значении в жизни человека роман "Мастер и Маргарита" я бы могла сравнить только с романом Бориса Пастернака "Доктор Живаго".