МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы

В.Я. Брюсов - поэт и гражданин

     Валерий Яковлевич Брюсов - интереснейшая личность в литературе конца XIX - начала XX века: он выделялся своей культурой, обширнейшими знаниями, многогранностью интересов. «Если бы мне иметь сто жизней, - восклицал Брюсов, - они не насытили бы жажды познания, которая сжигает меня!»
     Поэт, прозаик, драматург, литературовед, редактор, историк, филолог, лингвист, он до конца жизни занимался и математикой, и философией, интересовался достижениями науки. Брюсов с юных лет увлекался идеей покорения космоса:
     Верю, дерзкий! ты поставишь
     По земле ряды ветрил.
     Ты своей рукой направишь
     Бег планеты меж светил...
     Брюсов знал более 20 языков и был талантливым переводчиком, пропагандируя лучшие произведения мировой литературы. Вся Европа от Дублина до Еревана, от Стокгольма до Рима, от Рижского взморья до Пиренейского полуострова, от Исландии до России была воспета им:
     Европа старая, вместившая так много
     Разнообразия, величий, красоты!
     Храм множества богов, храм нынешнего Бога,
     Пока Земля жива, нет, не исчезнешь ты!..
     Литературную деятельность Брюсов начал как последователь русского символизма. Стремясь возродить культуру стиха, в значительной мере утраченную, счел необходимым обратиться к мифологическим мотивам и историческим сюжетам, воссозданию образов людей, существовавших в действительности, и образов, сохранившихся лишь в преданиях и легендах. Особенно постоянны в стихах Брюсова персонажи греческих мифов. Имена Дедала и Икара, Деметры, Афродиты, Зевса, Ариадны, Одиссея и других богов и героев античности составляют своеобразный «пантеон» брюсовской поэзии. Но иногда, сохраняя в целом художественную символику, поэт по-своему изменяет образ, углубляет его психологически. В этом отношении показательно стихотворение «Клитемнестра». В греческих мифах Клитемнестра предстает как убийца мужа, мстящая ему за то, что он принес в жертву богам свою дочь Ифигению. Эта жертва была нужна, чтобы греческие корабли, идущие на Трою, сопровождал попутный ветер. Однако, по трактовке Брюсова, Клитемнестра одержима не столько жаждой мщения за дочь, сколько жгучей завистью к своей сестре Елене, послужившей причиной раздора между троянцами и ахейцами. Стихотворение имеет форму монолога Клитемнестры:
     Сестра - царит в надменной Трое,
     Сестре - немолчный гимн времен,
     И славный будет славен вдвое,
     Когда он за сестру сражен.
     Обращение к мифологическому лицу в стихотворениях Брюсова никогда не было самоцелью, но связывалось с его идейно-эстетическими воззрениями. Символика исторического мифа служит, по его мнению, разгадкой «человеческой природы и деяний человека». Так, имя киевского князя Святослава берется поэтом на вооружение в стихотворении, посвященном первой мировой войне. Историческая аналогия основывается на событиях 971 года, когда произошло сражение русов с греками, военные силы которых намного превосходили русское войско. Характерно поэтическое переложение речи Святослава из «Повести временных лет»:
     Так дружине сказал Святослав:
     «Видно, день - биться боем последним!
     Пусть враги нас порубят, побьют,
     Пусть обратно добычу отымут, -
     Но певцы про нас славу споют, -
     Ибо мертвые сраму не имут!»
     От имени киевского князя он вводит оценку, которую дадут потомки событиям давнего прошлого: «Но певцы про нас славу споют».
     Исторические мотивы и сюжеты стихотворений Брюсова имеют одну характерную черту: посредством них устанавливается связь во времени. Брюсов утверждает непреходящую нравственную ценность не только подвигов предков, но и вечно живых древних художественных сокровищниц, которые вошли в арсенал национального искусства. Одно из стихотворений посвящается неизвестному автору «Слова о полку Игореве» и носит название «Певцу «Слова»:
     Стародавней Ярославне тихий ропот струн.
     Лик твой древний, лик твой светлый, как и прежде, юн,
     Иль певец безвестный, мудрый, тот, кто, «Слово» спел,
     Все мечты веков грядущих тайно подсмотрел?
     Сборник Брюсова «Шедевры» отличал лирический субъективизм поэта-символиста. Автор воспевал «блаженные миги», «сладострастные тени». Фантазия автора выражена романтично:
     Моя любовь - палящий полдень Явы,
     Как сон разлит смертельный аромат,
     Там ящеры, зрачки прикрыв, лежат,
     Здесь по стволам свиваются удавы.
     Знаменательно, что с возрастанием мастерства у поэта усиливается чувство гражданской тревоги: И страшная мечта меня томила:
     Что, если Город мой - предвестие веков?
     Что, если Пошлость - роковая сила
     И создан человек для рабства и оков?
     В период первой мировой войны Брюсов пишет о судьбах России, о ее роли в истории Европы. Стихотворение «Старый вопрос» проникнуто патриотизмом. Поэт говорит не от имени правящих классов, а как народный трибун:
     Но Рок подымает вопрос:
     Мы кто в этой старой Европе?
     Случайные гости? орда...
     Автор далее вспоминает самую тяжелую эпоху в жизни России, когда татаро-монгольское войско в своем движении на Запад было остановлено сопротивлением русских дружин. Народ выступает как носитель передовой общественной мысли, давшей человечеству великих художников слова:
     Иль мы - тот народ-часовой,
     Сдержавший напоры монголов,
     Стоявший один под грозой
     В века испытаний тяжелых?
     Иль мы - тот народ, кто обрел
     Двух сфинксов на отмели невской,
     Кто миру титанов привел,
     Как Пушкин, Толстой, Достоевский?
     После Октябрьской революции Брюсов продолжает писать стихи на исторические темы, сравнивая происходящее с переломными моментами жизни России. Но если революционные преобразования неоднозначно отражались в поэзии Брюсова, то вера в светлое будущее России звучала ясно:
     Эй, ветер, ветер! Поведай,
     Что в распрях, в тоске, в нищете,
     Идет к заповедным победам
     Вся Россия, верна мечте;
     Что прежняя сила жива в ней,
     Что, уже торжествуя, она
     За собой все властней, все державней
     Земные ведет племена!
     Путь Брюсова в литературе был сложным. Но он сумел создать книги неувядаемого словесного мастерства. В фундаменте нашей культуры есть камень, положенный поэтом. Перечитывая книги Брюсова, мы переживаем ярчайшие мгновения в цепи веков, видим панораму всеобщей истории в ее поворотные эпохи, слышим голоса героев, мудрецов, поэтов. Мы прикасаемся к прошлому России, озаренному вспышками грозовых молний.