МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы






«Всем сердцем, всем сознанием слушайте музыку революции!» А.А. Блок

     ... Биография Блока не будет ясна вне фона эпохи.
     А. Белый
     Отправной точкой в первом десятилетии XX века для А. Блока стала революция 1905—1907 годов, к которой он пришел с сознанием того, что в стране произойдут серьезные изменения. Это было время, когда поэт вглядывался в жизнь и учился видеть. «Правда жизни — простой, невыдуманной, трудной жизни — все резче колола его внимательные глаза». Итогом и вершиной его поэтических откликов на события 1905 года служат стихи, озаглавленные «Сытые». Для сытых мещан он нашел такие бичующие, грубые слова, какие раньше не встречались в его стихах:
     Так — негодует все, что сыто,
     Тоскует сытость важных чрев:
     Ведь опрокинуто корыто,
     Встревожен их прогнивший хлев!
     Внутреннее убожество сытых раздражает поэта. Он возлагает надежды на революцию, которая воспринимается им как путь духовного очищения. Однако герои революции не всегда понятны поэту, он мучается подозрением о разрушительной стихии народного движения. А. Блок пишет о революции 1905 года: «... чудесное, что витало над нами в 1905 году, обогатило нас великими возможностями», в другом случае — называет свое поколение: «мы дети дней свободы». Ясно, что поэт радовался событиям 1905 года, возлагал надежды на изменения в жизни страны:
     И всем казалось, что радость будет,
     Что в тихой заводи все корабли,
     Что на чужбине усталые люди
     Светлую жизнь себе обрели.
     Это — август 1905 года. Позади были Кровавое воскресенье, Мукден и Цусима. Мысль пробудилась от заколдованного сна, предчувствие светлой жизни входило в сознание людей. Блок приветствовал это. Поэтом был сделан шаг к народу:
     На неприглядный ужас жизни
     Открой скорей, открой глаза,
     Пока великая гроза
     Все не смела в твоей отчизне...
     Это не призыв, а ощущение приближающегося справедливого возмездия. Логично завершает тему о революции 1905 года строчка из стихотворения «О, весна без конца и без краю...» Видимо, весна здесь не время года, а чувство пробуждения жизненных сил и творческих порывов: «Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И. приветствую звоном щита!» Из чего же складывается у поэта понятие «жизнь»? Это — жизнь духа, интерес к современности и жизнь сердца — любовь:
     Ненавидя, кляня и любя:
     За мученье, за гибель — я знаю —
     Все равно: принимаю тебя!
     В стихотворении «В огне и холоде тревог...» Блок сказал вещее: «а зрелость гнева — есть мятеж». 1905 год и был для А. Блока временем «зрелости гнева». В 1918 году А. Блок напишет поэму «Двенадцать», в это же время была напечатана его статья «Интеллигенция и революция», откуда взяты слова призыва поэта: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте музыку Революции!» На эти слова откликнулось целое поколение, для которого Блок был совестью, и его призыв заставил их отбросить все колебания и сомнения. Однако нашлись и такие, кто обвинили поэта в кощунстве, цинизме, но самое страшное — в измене. Блок не изменял, он сохранил верность своему пути, пути поисков и отречений.
     В поэме два цвета: черный (ветер) и белый (снег). Черный — обозначение злого начала, хаоса, непредсказуемых стихийных порывов в человеке, мире, космосе. Не случайно за вьюгой, сквозь которую идут двенадцать, «черное, черное небо». Белый цвет определяет многое: чистоту, духовность, свет. Двенадцать «апостолов новой веры» — это революционный патруль. И в поэме появляется третий цвет: «В очи бьется красный флаг».
     В центре поэмы — «частная судьба Петрухи», попавшего в катаклизмы истории. В поэме личное и общественное приходят в болезненное столкновение. Для Блока преодоление этого — залог успеха нового мира. Сцены из революционных будней — гримасы жизни:
     Запирайте этажи,
     Нынче будут грабежи!
     Отмыкайте погреба —
     Гуляй нынче голытьба!
     Кто они, эти люди, которые идут грабить и топтать, убивать? Автор сочувствует Петрухе, в чем-то оправдывает его. Коллективным героем поэмы становятся двенадцать красногвардейцев, защищающих революцию: «Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!»
     Символическая условность Христа в поэме вызывала и вызывает много толкований. Поэт хотел, чтобы кто-то другой шел впереди, но не нашел другого образа — такой же морально-этической высоты и равного исторического масштаба, который мог бы символически выразить идею рождения нового мира.
     А. А. Блок не революционер. Но он сумел отразить в своих произведениях важные события времени и его болевые точки. «Гениален, быть может, тот, кто сквозь ветер расслышал целую фразу, сложил слова и записал их...» — писал А. Блок. Думаю, он гений...