МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы






Лирический герой поэзии А.А. Блока, его эволюция

     Особенностью лирики как рода литературы является так называемый художественный субъективизм, то есть наиболее возможное выражение личности автора, его отношения к жизни, его мировосприятия; ни в одном другом роде литературы внутренний мир создателя художественного произведения не раскрывается так ярко и полно. В русской поэзии можно найти немало примеров мастерской передачи автором своего настроения, впечатления, хода мыслей. Эта тенденция проявилась и в творчестве поэтов- символистов, в частности А.А. Блока, выразившего в многообразной и разносторонней поэзии всю многогранность и неоднозначность своей творческой личности.
     Блок буквально ворвался в литературу начала XX века циклом «Стихи о Прекрасной Даме», идеологической основой которого стала теория Вл. Соловьева о спасении мира Мировой Душой, Вечной Женственностью, Прекрасной Дамой, которую Блок ассоциировал со своей первой женой. В этих стихотворениях поэт сознательно противопоставляет возвышенный, неземной образ возлюбленной, Всемогущей властительницы неба, лирическому герою, подчеркнуто ничтожному и несчастному:
     А здесь, внизу, в пыли, в уничиженъи,
     Узрев на миг бессмертные черты,
     Безвестный раб, исполнен вдохновенья,
     Тебя поет. Его не знаешь Ты.
     Нравственная пропасть, разделяющая героя и Прекрасную Даму, непреодолима; любовь осмысливается автором как возвышенная мечта, просветленная фантазия, в которой лирическому герою уделяется гораздо меньше внимания, чем его возлюбленной, что подчеркивает ее величие, всемогущество, принимающее космические масштабы. При этом герой — лишь рыцарь, верно и бескорыстно служащий своей даме, воспринимающий это как священный обряд, поэтому в стихотворениях данного цикла так много церковной лексики и атрибутики. Любовь — храм, и герой в нем — служитель:
     Вхожу я в темные храмы,
     Свершаю бедный обряд...
     Параллельно с темой любви в ранней лирике Блока развивается тема Родины, вначале принимающая то же мистическое звучание. В стихотворении «Русь» лирический герой видит Россию как таинственное порождение своей фантазии, своего сна:
     Дремлю — и за дремотой тайна,
     И в тайне - ты почиешь, Русь.
     Герой чувствует скрытую связь с Родиной, воображает себе ее как языческий край колдунов, ведьм, ведунов.
     Темы любви и Родины близки еще тем, что автор нередко отождествляет в стихотворениях Россию с возлюбленной, с женой («О, Русь моя! Жена моя!..»). С течением времени обе темы получают реальное, земное освещение, не теряя при этом образности и красочности; жизнь во всем многообразии ее проявлений оказывается порой ярче, чем мечта, ближе, чем фантазия. Одним из основных в теме Родины является стихотворение «Россия», описывающее уже не мистические картины, а типичный для средней полосы России пейзаж и быт. Появляется мотив дороги, по которой едет лирический герой:
     Опять, как в годы золотые,
     Три стертых треплются шлеи,
     И вязнут спицы расписные
     В расхлябанные колеи.
     И герой признается в любви уже этой, такой обыденной и привычной, России, опять ассоциируя ее с девушкой. («...А ты все та же — лес, да поле, / Да плат узорный до бровей». ) Отношения героя и его страны — сложные и искренние: с одной стороны, это любовь, с другой — полное отсутствие жалости («Тебя жалеть я не умею...»). Эта противоречивость подчеркивает реальность происходящего, ведь мечта — всегда цельна, самодостаточна и гармонична.
     В теме любви также появляются более конкретные мотивы и образы, основанные на реальном чувстве или переживании. Так, разрыв с Л.Д. Менделеевой Блок своеобразно отразил в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе...» Здесь лирический герой — человек, испытывающий любовь к прекрасной женщине, но уже не возвышенно-нереальной, а живой, ушедшей от него к другому. При этом герою хватает великодушия и нежности, чтобы простить и понять:
     Не знаю, где приют своей гордыне
     Ты, милая, ты, нежная, нашла...
     Герой чувствует уже свою зрелость, свой возраст («Все миновалось, молодость прошла...»). Мечты юности уже не занимают его ум и душу; тенденция перехода от отвлеченного мистического понимания мира к большей конкретике без потери символичности и образности и эволюция лирического героя сделала лирику Блока более многообразной, яркой, выдающейся.
     Реальность представлялась Блоку в определенный период его жизни (в основном — жизнь в Петербурге) в мрачных, безрадостных тонах. В стихотворениях, посвященных Петербургу и городу вообще, лирический герой предстает мятущимся, несчастным, одиноким, страдающим, видящим жизнь бессмысленной и быстротечной («Ночь, улица, фонарь, аптека...»). Эту боль он пытается заглушить в кабаках и ресторанах: мотив ресторана пронизывает многие циклы поэта. Стоя за стойкой, герой наблюдает окружающий его мир, убеждаясь в его пошлости; погружается мыслью в прошлое («Я пригвожден к трактирной стойке...»). При этом лирический герой ощущает себя нравственно гораздо выше окружающих. В стихотворении «Незнакомка» (цикл «Город») герой видит неожиданно близкое ему по духу создание — незнакомую девушку, мираж, символ любви, обладающий в то же время демоническим значением; однако герой не приближается к ней, а лишь наблюдает за игрой своего воображения.
     Характерным в цикле «Страшный мир» является следующее: герой странным образом раздваивается, что позволяет автору посмотреть на него со стороны («Двойник», стихи из цикла «Пляски смерти»). Здесь герой или предстает нравственно умершим человеком, уныло бродящим среди живых («Жизнь моего приятеля»), или сам себе, явившись в чужом виде, открывает глаза на свою же жизнь: одинокую, темную, страшную.
     Другим, новым, восторженно-порывистым, бурно-радостным восприятием действительности отличаются не многие стихотворения поэта, но среди них — такие бессмертные шедевры, как «О, весна без конца и без краю!..» Лирический герой принимает жизнь во всех ее проявлениях, принимает все, благословляет все; это стихотворение — манифест примирения с жизнью, ведь герой приветствует жизнь «звоном щита»: он собирается защищаться, а не нападать.
     Особняком в творчестве Блока стоит поэма «Соловьиный сад», в которой автор символично отобразил вечную антитезу мечта — реальность и провел своего лирического героя по сложному пути ошибок и разочарований. Герой, занимающийся тяжелой, однообразной работой, мечтает о тенистом саде и его обитательнице:
     ...А хозяин блуждает, влюбленный,
     За ночною, за знойною мглой.
     И мгла и зной символичны: мгла — соблазн, искушение, обычно — синяя, то есть любовный соблазн; зной — жар, страсть. Выбрав однажды сад, герой на время становится счастлив, но тяга к прежней, привычной жизни заставляет его покинуть этот «уголок рая» и вернуться в поисках друга на берег. С одной стороны, герой — это живой человек, дышащий, чувствующий любовь, разочарование, тоску; с другой стороны, — этот образ целиком сим- воличен, равно как и его жизненный путь; он помогает автору раскрыть идею, замысел; через цепь поступков, смену чувств героя мы делаем свои выводы и трактовки, прежде всего невозможности построения личного счастья через предательство ближнего, о необходимости придерживаться предначертанного пути в жизни.
     Творчество А.А. Блока, его лирика, стихотворения и поэмы, входят в сокровищницу не только русской, но и мировой литературы. За великолепием формы, музыкальностью, плавностью стихов можно не заметить скрытых глубин творческого замысла, особенностей эволюции поэтической манеры. Есть мнение, что подобный анализ символических стихотворений опошляет их; по-моему, разбор таких неотъемлемых частей художественного целого, как герой, лирический герой, образ автора, не только не опошляет стихотворение, но делает возможным понять обусловленность возникновения того или иного символа в контексте всего творчества поэта, осмыслить не только то, что хотел сказать автор (ведь многие великие люди творят неосознанно, руководствуясь чем-то свыше), но и открыть для себя что-то новое, свое, интересное, живое.