МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы

Тема России в поэзии А. Белого

     Мне кажется, никто лучше М. Цветаевой не сказал о сущности этого художника слова. В очерке об А. Белом «Плененный дух» вырисовывается образ человека мятущейся души, горячо любящего людей, жизнь, свою Родину.
     Тема Родины всегда волновала поэта. О его книге стихов «Пепел» критики говорили, что это явный поворот к Некрасову, к народничеству. Сам А. Белый всегда закавычивал слово «народничество» в связи со своим «поворотом к Некрасову». Он делал это потому, что приходилось отвечать на критику тонко. Он говорил: «Мне отказывали в праве писать о русском народе только потому, что я автор «декадентских симфоний». Говорили о том, что мой поворот к Некрасову совершенно неожиданный... Мои «народнические» стихотворения появлялись уже в печати четыре года тому назад... В книге «Пепел» собраны и переработаны мои прежние стихотворения; не более. А любить Россию свойственно русскому человеку; направление, литературная форма тут ни при чем».
     Если в предыдущих поэтических и прозаических произведениях Белый развивал темы богоискательства, религиозного служения искусству, то «Пепел» отразил переход поэта на более реалистические позиции. События революции 1905-1907 годов и наступившая затем реакция заставили Белого отказаться от привычных представлений о роли поэта как певца возвышенного и обратиться к действительности. Колоссальный сдвиг в общественном сознании, произведенный революцией, коснулся и его. Поэт почувствовал, что Россия - не спящий великан, а могучий живой организм. Напряженно ищет Белый ответы на вопросы, поставленные революцией. Угадывая решающую роль народа в будущей судьбе страны, он стремится полнее узнать его настоящий облик, понять его думы и стремления. Он идет к народу. Стихотворения «Арестанты», «Каторжник», «Работа», «Телеграфист», «В вагоне» вскрывают острые социальные противоречия России начала века. Но несоответствие между мечтой поэта о счастливой стране и действительностью породило одностороннее восприятие только мрачных сторон жизни. Бескрайние просторы Родины представлялись Белому вотчиной смерти и опустошения:
     Те же возгласы ветер доносит,
     Те же стаи несытых смертей
     Над откосами косами косят,
     Над откосами косят людей.
     Чем пристальнее поэт вглядывался в жизнь России, тем дальше отодвигались его надежды на ее скорое обновление. Образы светлые и яркие все больше вытеснялись в его стихах мрачными по своей тональности картинами. Он видел беспросветное и нищенское существование простого народа. В некоторых стихах сквозит даже чувство отчаяния:
     Роковая страна, ледяная,
     Проклятая железной судьбой -
     Мать-Россия, о Родина злая,
     Кто же так подшутил над тобой? -
     Эти строки стихотворения «Родина» написаны еще в 1908 году. Поэт не находит ответа на роковой вопрос. Далее рождаются у него стихи, по силе отрицания не имеющие аналогов в русской поэзии:
     Исчезни в пространство, исчезни,
     Россия, Россия моя!
     С этим сравнимы лишь известные стихи Г. Иванова, где рефреном проходит мысль: «Хорошо, что нет России», но там больше утверждения отрицанием, нежели отказ от Родины. А Белого явно больше, чем Иванова, мучило чувство разлада с нравственным ощущением Родины.
     Во вступлении к «Пеплу» Белый писал: «...картина растущих оврагов с бурьянами, деревеньками - живой символ разрушения и смерти патриархального быта. Эта смерть и это разрушение широкой волной подмывают села, усадьбы; а в городах вырастает бред капиталистической культуры». В этих словах поэта отразились и сознание необратимости исторического процесса, и непонимание происходящего, страх перед нашествием капитализма, горечь от картины разрушения патриархального быта, и несбывшаяся мечта о каком-то ином, «хорошем» пути преобразования России. Герой «Пепла» действительно испепелен отчаянием, болью и горечью личных обид и потерь.
     Несмотря на присущие А. Белому сомнения в том, что надо быть зависимым от своего рода и племени (он уже метил в космополиты, пытался осознавать себя человеком мира), именно в российской жизни он видел возможность для разрешения духовного кризиса всего человечества.
     А. Белый был не одинок в таком устремлении, но и все же... И когда в августе 1917 года, в преддверии революционных событий, его мечта начала осуществляться, он был готов и себя, и свое творчество принести в жертву Отчизне ради ее свободы:
     И ты, огневая стихия,
     Безумствуй, сжигая меня,
     Россия, Россия, Россия -
     Мессия грядущего дня!
     Итак, при всей многогранности своего мироощущения А. Белый никогда с такой силой не увлекался более ни одним духовным образом. И его трагическая жизнь в эмиграции, его разногласия с литературной и политической средой не заслонили от него этот прекрасный образ России.