МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы

Загрузка...

Жизнь и творчество К.Д. Бальмонта

     В историю литературы Константин Дмитриевич Бальмонт вошел как один из основателей и лидеров символизма, художественного течения, которое помогло вывести русскую поэзию конца XIX века из состояния застоя и упадничества. Он был первым поэтом-символистом, который приобрел всероссийскую славу. Десятилетие 1895- 1905 годов - время безусловного первенства Бальмонта на поэтическом русском Парнасе. «Другие поэты, - писал тогда Валерий Брюсов, - или покорно следовали за ним, или, с большими усилиями, отстаивали свою самостоятельность от его подавляющего влияния». Популярность Бальмонта была огромна. Он собирал на свои концерты и вечера толпы восторженных слушателей, его певучие строфы твердили многочисленные поклонники.
     Я любил вознесенное сказками древо,
     На котором звенели всегда соловьи,
     А под древом раскинулось море посева,
     И шумели колосья, и пели ручьи.
     Выходя на эстраду, Бальмонт, с рыжими спадавшими на плечи волосами, с цветком орхидеи в петлице фрака, нередко поражал публику экстравагантностью, но здесь, помимо избалованности успехом, проглядывала и истинная натура поэта - на редкость открытая, порывистая, почти детская.
     Натура увлекающаяся, Бальмонт, учась в Московском университете, писал стихи, навеянные идеями революционеров-народников. Его первые стихи были проникнуты глубокой гражданской скорбью и духом самоотречения: «О рабочий, я с тобой, / Бурю я твою - пою». Поэта волнует тяжелая жизнь рабочих:
     Я поэт, и был поэт,
     И поэтом я умру,
     Но видал я с детских лет
     В окнах фабрик поздний свет, -
     Он в уме оставил след,
     Этот след я не сотру.
     Закончить университет Бальмонту не довелось: его исключили за участие в студенческом революционном кружке. Широкую известность принесло Бальмонту стихотворение «Маленький султан», написанное по следам мартовских событий 1901 года:
     То было в Турции, где совесть - вещь пустая,
     Там царствует кулак, нагайка, ятаган,
     Два-три нуля, четыре негодяя
     И глупый маленький Султан...
     Стихотворение «Маленький султан» - романтический протест против существовавшего тогда строя, за что последовала высылка из Петербурга и запрещение проживать в столицах и столичных губерниях в течение трех лет.
     Опасаясь дальнейших преследований, поэт уезжает за границу, где находится более десяти лет. Ему не сиделось на месте: он долго странствовал, совершил несколько кругосветных путешествий. Видимо, в это время и родились стихотворения «Песня без слов», «Фантазия», «Рождение ручья», в которых поэт «ловит мгновенья» мимолетной красоты в природе, бытии, человеке. Красота для Бальмонта - не отвлеченная идея: поэт жаждет непосредственного ее воплощения в слове, звуке, ритме. Неподражаемая «напевность» стиха Бальмонта свидетельствует об этом:
     Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья,
     Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез;
     Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск луны приемлет
     И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез...
     Лирика Бальмонта содержала не только размышления, «тихие раздумья», представленные в книге «Тишина», но и настроение во что бы то ни стало преобразовать мир. В книге «Отсветы зарева» поэт преисполнен дерзкого пафоса сокрушения устоев и торжества стихий:
     Я устал от нежных снов,
     От восторгов этих цельных
     Гармонических пиров
     И напевов колыбельных.
     Я хочу порвать лазурь
     Успокоенных мечтаний.
     Я хочу горящих зданий,
     Я хочу кричащих бурь!
     Лирический герой поэта стремится вырваться из «Страны неволи», где человек томится в плену отчуждения («В тюрьме»»), обреченности на смерть. Мир, пересозданный по законам красоты, - дар людям. Об этом - известное стихотворение с показательным заглавием «Оттуда»:
     Идите все на зов звезды,
     Гпядите: я горю пред вами.
     Я обещаю вам сады
     С неомраченными цветами.
     Октябрьскую революцию 1917 года Бальмонт не принял, полагая, что диктатура пролетариата несет с собой подавление личности, преграждает дорогу развитию творческих, созидательных сил, угрожает интеллигенции. Результатом таких настроений был разрыв с Родиной. В 1920 году он выехал в заграничную командировку и не вернулся. Годы эмиграции стали тяжелым испытанием для поэта. Ностальгия разъедала душу, подтачивала духовные и физические силы, выливалась в наполненные болью и смятением стихи:
     Ни Рим, где слава дней еще жива,
     Ни имена, чей самый звук - услада,
     Тень Мекки, и Дамаска, и Багдада, -
     Мне не поют заветные слова,
     И мне в Париже ничего не надо.
     Одно лишь слово нужно мне: Москва.
     Говоря о Бальмонте, нужно обязательно подчеркнуть, что он, наверное, единственный русский поэт-лирик, преимущественным творческим методом которого был импрессионизм, красочное воспроизведение мимолетных впечатлений, связанных с познанием мира природы и собственной жизни. Его лучшие стихотворения зачаровывают своей музыкальностью, искренностью и свежестью лирического чувства, неподдельной грустью и нежностью. Это звучит в стихотворениях «Нарцисс и эхо», «Ты здесь», «Млечный Путь».
     Лесной ручей поет, не зная почему,
     Но. он светло журчит и нарушает тьму.
     А в трепете лучей поет еще звончей,
     Как будто говоря, что он ничей, ничей.
     До конца своих дней (а умер Бальмонт в конце 1942 года) тоску по Родине он воплотил во многих щемящих стихотворениях: «Северное сияние», «Поэма о России», «Светослужение».
     Страна великая, несчастная, родная,
     Которую, как мать, жалею и люблю.
     «Да пошлет Судьба той стране, которая дала мне жизнь, многотравные луга, плодотворные нивы, счастливых людей, правдивые дни, несчетные стада коров, звонкие табуны коней, что всегда так красивы были в России». Это слова Бальмонта о Родине, которую он уже не видел и которой «отдал весь жар своего сердца и таланта».
загрузка...