МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы






Жизнь и творчество К.Д. Бальмонта

     В наши дни трудно поверить, что Бальмонт был одним из самых знаменитых поэтов России начала века. Он был самым читаемым и почитаемым из гонимых и осмеянных декадентов. Его окружали восторженные поклонники и почитательницы. Создавались кружки «бальмонтистов», которые пытались подражать ему в жизни и в поэзии. А подражать, было чему. Личность Бальмонта безусловно впечатляла. Эренбург вспоминает: «Я видел, как в чопорном квартале Парижа — Пасси прохожие останавливались, завидев Бальмонта, и долго глядели ему вслед. Не знаю, за кого принимали его любопытные рантье — за русского князя, за испанского анархиста или просто за обманувшего бдительность сторожей сумасшедшего». Явно, стоит приглядеться к этому человеку повнимательней. Поэт-символист, неутомимый труженик. Он оставил после себя 35 книг стихов и 20 книг прозы. Перевел на русский язык Руставели, предания Полинезии, мексиканские сказки, литовские народные песни, и т. д. и т.п. Итак, огромное литературное наследие, такое, что наводит на мысль о графомании поэта. Но даже если это и так, вклад Бальмонта в отечественную литературу все равно трудно переоценить.
     К поэзии Бальмонт пришел весьма экзотическим путем. До 22 лет литературой не занимался, посвящая все свободное время жизни самообразованию. Не терпел казенной, университетской учености. В 22 года женился на дочке шуйского фабриканта, барышне «боттичеллиевского типа». Семейная жизнь, по словам поэта, показала ему любовь «в демоническом лике, даже в дьявольском». По этому поводу будущий великий поэт сначала пристрастился к вину, а затем, решив покончить с собой, выбросился из окна третьего этажа на мощенный булыжником двор, весьма основательно изувечившись. Год провел в больничной постели, где или скука, или «дыхание смерти» пробудили в нем творческие интересы. Муза Константина Бальмонта была экзотична и вычурна. Об этом говорят названия стихотворных циклов: «Антифоны», «Прогалины», «Индийские травы», «Зачарованный грот» и совсем уж безвкусное «Амулеты из агата». В стихотворении «Как я пишу стихи» поэт бесхитростно показывает свою кухню.
     Рождается внезапная строка,
     За ней встает немедленно другая,
     Мелькает третья ей издалека,
     Четвертая смеется, набегая.
     И пятая, и после, и потом,
     Откуда, сколько, я и сам не знаю,
     Но я не размышляю над стихом,
     И, право, никогда — не сочиняю.
     Поэт не ставит перед собой исторических или эстетических сверхзадач. Едва ли он подозревает об их существовании. Когда для его младших современников поэзия сочится кровью, гуляет по разоренным городам и бунтует, у Бальмонта она покоится на туалетном столике, рядом со шкатулкой для рукоделий и альбомом. Поэт продолжает ту линию литературы, которая восходит к чистой поэзии Апухтина, Аполлона Григорьева, Майкова и Фета.
     Жизнь проходит — вечен сон.
     Хорошо мне, — я влюблен.
     
     Жизнь проходит, — сказка — нет.
     Хорошо мне, — я поэт.
     
     Душен мир, — в душе свежо.
     Хорошо мне, хорошо.
     Неизвестно, какое желание приходит после прочтения подобного стихотворения: засмеяться или заплакать. Но, видимо, этим поэт и интересен. Его клинический оптимизм иногда зашкаливает. В его стихах банальности аукаются с дурным вкусом, однако никогда Бальмонт не кажется пошлым, обыденным. Ему явно подражал Гумилев. Скрипя зубами, отворачиваясь в сторону, поругивая, наверняка читал и задумывался над его книжками. Заносчивая умная молодежь поругивала мэтра, но любила его. Было за что:
     Бледный воздух прохладен.
     Не желай. Не скорби.
     Как бы ни был ты жаден,
     Только Бога люби.
     Даль небес беспредельна,
     О, как сладко тому,
     Кто, хотя бы бесцельно,
     Весь приникнет к Нему.
     В 1920 году Бальмонт вместе с семьей покидает Россию. В эмиграции складывается его дружба с Мариной Цветаевой. Он много пишет, тоскует по России. Он мало изменился. «Мой внешний лик все тот же, — пишет он, — но в сердце много грусти».
     Мир опять в кровавой древней саге,
     В беге — так, чтоб даль была близка.
     Я читаю солнце в капле влаги,
     Я смотрю в молитвенник цветка.
     Он умер в Париже 24 декабря 1942 года. Похоронен на французском кладбище. На его надгробной плите написано «Константин Бальмонт. Русский поэт».