МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы






О поэтике К.Д. Бальмонта

     Я — изысканность русской медлительной речи...
     К. Бальмонт
     Бальмонту суждено было стать одним из значительных представителей нового символического искусства в России. Однако у него была своя позиция понимания символизма как поэзии, которая, помимо конкретного смысла,- имеет содержание скрытое, выражаемое с помощью намеков, настроения, музыкального звучания. Из всех символистов Бальмонт наиболее последовательно разрабатывал импрессионизм — поэзию впечатлений. Его поэтический мир — это мир тончайших мимолетных наблюдений, по-детски хрупких чувствований. Мне, как читателю, нравится его детскость. В этом есть чистота.
     Я не знаю мудрости, годной для других,
     Только мимолетности я влагаю в стих.
     В каждой мимолетности вижу я миры,
     Полные изменчивой, радужной игры.
     Думается, в этих стихах — поэтическая программа Бальмонта. Его лирический герой — вечно юный, вечно вольный, живущий в «ненасытной тревоге» «владыка» собственного «несказанного» мира. Его явно повышенное внимание к звуковой форме я ощутил в стихах «Камыши», «Воспоминание о вечере в Амстердаме». Это как бы дает ему право заявить:
     Я — изысканность русской медлительной речи,
     Предо мною другие поэты — предтечи,
     Я впервые открыл в этой речи уклоны,
     Перепевные, гневные, нежные звоны.
     Предтечами самого Бальмонта были и Жуковский, и Шелли, и Эдгар По.
     Как у всякого настоящего поэта, у Бальмонта были свои особенно любимые стихии. Во-первых — огонь. Именно с огнем поэт связывал идеал Красоты, Гармонии, Творчества. Один из своих лучших сборников стихов он назвал «Будем как солнце» и включил в него восторженный «Гимн Огню»:
     Огонь очистительный,
     Огонь роковой,
     Красивый, властительный,
     Блестящий, живой!
     Другая его любимая стихия — вода. Она прочно соединяется в поэтической системе Бальмонта с таинственной силой любви. Его обвиняли в крайнем эротизме, но он отвечал так:
     Чем хочешь будь: будь добрый, злой,
     Но будь же честен за игрой,
     Явись — самим собой.
     Наивная и привлекательная тональность лирики Бальмонта, его возвышенное отношение к природе и к человеческой жизни — все это принесло его книгам «Будем как солнце» и «Только любовь» настоящую славу в России. О его творчестве тепло отзывались А. Чехов, М. Горький, И. Анненский, А. Блок. Горький писал:
     «Дьявольски интересен и талантлив. Настраиваю его на демократический лад».
     Перед революцией Бальмонт выпускает еще два сильных сборника: «Ясень» и «Сонеты солнца, меда и луны». В них он стремился проникнуть воображением в тайны мироздания. Он призывал:
     «Люди Солнце разлюбили, надо Солнцу их вернуть». Но вскоре душа поэта издает горестный стон:
     Возьми меня, развей, как снег метельный,
     Мой дух, считая зимы, поседел,
     Мой дух пропел весь полдень свой свирельный.
     Поэт находит себя в небольших произведениях, написанных в форме сонета: «Скажите вы», «Звездные звуки», «Сонеты солнца». Это блестящие, полные изящества лирические миниатюры.
     Насилие революции, естественно, испугало детскую душу Бальмонта. Он оказывается в эмиграции. Долго не пишет, но в конце концов Париж растопил его тоску: своим дождем он напомнил Бальмонту детство, и вот родилось стихотворение «Ночной дождь»:
     Я вспоминал. Младенческие годы.
     Деревья, где родился я и рос.
     Мой старый сад. Речонки малой воды,
     В огнях цветов береговой откос.
     Россия навсегда осталась в дали пространства, но всегда жила в его сердце:
     Узнай все страны в мире,
     Измерь пути морские,
     Но нет вольней и шире,
     Но нет нежней — России.
     Словно заклинание поэт повторял эти строки до конца своих дней.
     В историю литературы Бальмонт вошел как один из видных поэтов символизма, с которым связан расцвет русской поэзии на рубеже XIX—XX столетий, ее серебряный век.
загрузка...