МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы

Гражданская война в русской литературе (по творчеству И.Э. Бабеля)

     Для нас в 21 -м веке самым грандиозным событием отечественной истории стала Великая Отечественная война, революция и
     Гражданская война отошли на исторической сцене на задник. Остро трепещущая в свое время публицистика конармейца К. Лютова для нас стала высокой литературной классикой Исаака Эммануи- ловича Бабеля. Его литературный и человеческий подвиг в уходящей перспективе истории стал еще значимей. Выходец из состоятельной еврейской семьи в Одессе, юный Исаак изучал иврит, Библию, Талмуц, музыку, древнегреческий и латинский языки, медицину. Русская Одесса начала 20-го века - Вавилон смешения разных языков и народов - греков и французов, евреев и русских. (Бабель еще не разделял русских и украинцев даже при описании событий на Западной Украине.) Владение в совершенстве французским языком подтолкнуло будущего великого русского писателя писать рассказы на французском. Такую школу прошли почти все русские писатели 19-го века, и это им ничуть не помешало в разработке собственного неповторимого стиля.
     Стиль молодого Бабеля высоко ценил Максим Горький. До революции он по-дружески критиковал молодого писателя за отсутствие живых жизненных впечатлений. Этот "грех" молодости писатель сторицей искупил в Первой конной армии "товарища Буденного". Чтобы не сбиваться на классику, на которой он был воспитан, писатель сознательно принизил стиль повествования в романе-хронике "Конармия", чтобы быть понятым простым народом.
     До революции Исаак Бабель испытал немало унижений из-за пресловутой "черты оседлости" для евреев, из-за "вероисповедания", которого, в сущности, не имел. Сын Бабеля утверждал, что он от отца не получил никакого еврейского воспитания в семье, ни национального, ни религиозного. Исаак Бабель был, что называется, стопроцентным "советским человеком с общерусским укладом жизни". Разумеется, как и все русские писатели-классики прошлого, он был верующим, но "внецерковным человеком".
     Бабель не был революционером по духу, но деятельно отстаивал "свою" революцию работой в Петроградской ЧК. Революция 1917 года закономерно стала для писателя зримой вехой преобразования всего мира в планетарном масштабе, он не мог стоять в стороне от общего течения жизни. Романтик по сути своей и мировоззрению, Бабель долго надеялся на справедливость революции: "Такова идея, ее нужно провести до конца. Надо же как-нибудь делать революцию". Хотя делает это писатель не без оговорок: "Вскинуть на плечо винтовку и стрелять друг в дружку - это, может быть, иногда бывает неглупо. Но это еще не вся революция. Кто знает - может быть, это совсем не революция? Надобно хорошо рожать детей. И это - я знаю - настоящая революция".
     В своем литературном творчестве великий писатель ориентировался на традиционные общечеловеческие нравственные ценности. За это его потом и будут обвинять в "абстрактном гуманизме". Если сравнить "Конармию" с советским киновестерном "Неуловимые мстители", то от такого сравнения можно ужаснуться. Красные архангелы от революции с карающими мечами на киноэкране в "Конармии" Бабеля превращаются в кровавых дьяволов. Не зря же литературная первооснова для фильма взята из маленькой повести П. А. Бляхина с выразительным названием "Красные дьяволята". Кинотрилогию "Неуловимые мстители" Эдмонда Кеосаяна можно считать завершением мифологического образа "красного конника" Гражданской войны. А начиналось мифотворчество еще в 30-е годы 20-го века. В 1928 году орган ЦК ВКП(б) "Правда" напечатал открытое письмо С. М. Буденного Горькому, где "маршал революции" обвинял Бабеля в клевете на Первую конную армию. Эту дату можно считать началом конца литературного и жизненного пути писателя.
     Десять последних лет в жизни Исаака Эммануиловича Бабеля породили в литературных кругах легенду о "прославленном молчальнике". Писатель не обманул свою революцию, революция обманула его. В 1939 году Бабель был арестован и обвинен в "антисоветской заговорщической террористической деятельности, в подготовке террористических актов... в отношении руководителей ВКП(б) и Советского правительства". В 1940 году Бабель был расстрелян, тело его было сожжено в крематории Донского монастыря. Так после смерти "некрещеный", "талмудист" (почти раввин по образованию) прахом своим навсегда слился с русской землей, неотъемлемой частью культуры которой он стал навеки.