МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы

Загрузка...

Гражданская война в изображении И.Э. Бабеля

     Началась война, то есть совершилось противное разуму и всей человеческой природе событие.
     JI. Толстой. «Война и мир»
     Военный корреспондент газеты «Красный кавалерист» Исаак Бабель участвует в польском походе армии. Дневник боевых действий, письма под диктовку казаков вечерами, заметки в газету. Гражданская война... То есть обыкновенная война, помноженная на мерзость братоубийства. В 1923 году, когда создавалась «Конармия», уже существовал ее официальный героический миф. Миф о Первой конной. Местами он напоминал былинные сказания, местами — сказочный фольклор.
     Бабель был человек негероический. Он верил в светлое будущее, правое дело и мировую революцию. Тем не менее ни его внешность, ни его поступки, ни его мысли не содержали ничего необычного. Поступок, который ему не простили ни маршал Буденный, ни маршал Ворошилов, ни новый советский официоз, состоял в том, что он убил этот сладкий сказочный миф. Он написал правдивую, умную и жестокую книгу. Предметом этой книги были люди и их взаимоотношения, а содержанием — гражданская война, точнее самый излет ее — «бессмысленный и кровавый».
     Краткий исторический сценарий таков: опьяненный успехами на фронтах совнарком отправляет конармию в поход на Варшаву с целью восстановления довоенных границ России. Поход заканчивается полным крахом. Западная Украина отходит Польше, а Бессарабия — Румынии. На этом драматическом фоне происходят основные события книги.
     Бабель, в отличие от большинства современников-литераторов, не размышляет над историческими судьбами, не мыслит о грядущем. Он — корреспондент. И он пишет как корреспондент. Это его стиль, его собственный литературный прием.
     То, что война ужасна, знают все. То, как она может быть ужасна, три года кряду нам демонстрировало телевидение из Чечни. Но как она действительно ужасна — удалось показать только Бабелю. Многие отмечают, что писатель холоден и интонационно и повествовательно отстранен от сюжета. Думаю, чтобы не сойти с ума, надо было запереть душу. Бабель знал цену своего таланта. Он запоминал, записывал, разглядывал. Словно естествоиспытатель. Словно путешественник в дальние страны.
     Среди его персонажей нет героев. Они у него, делая добро, не становятся положительными, а предаваясь злодейству — отрицательными. Гражданская война растлила этих людей. Они служат не
     отечеству, а партии, воюют не за Родину, а за власть, и враги у них — собственные сограждане.
     Бабель не дает развернутых полотен. О боевых действиях он пишет сжато, телеграфным слогом. Основные события войны происходят не на фронтах, а в небольших городках, местечках, населенных русскими, евреями, украинцами, поляками. Писатель вовсе не пугает нас чинимыми жестокостями. Он бытописует. И бытописания эти вызывают нервный озноб. Он признается: «Летопись будничных злодеяний теснит меня неутомимо, как порок сердца». Наибольшее благодеяние ближнему своему — избавление от страданий. Надо «стратить» патрон. Бабель не может, не умеет убить. За что получает: «Жалеете вы, очкастые, нашего брата, как кошка мышку».
     Бабель коммунист. Он готов воспринять эту бессмыслицу умом, душой, сердцем. Просто у него не получается. Бог не велит. Афонь- ка Вида, друг и однополчанин, пеняет ему за нежелание пристрелить Долгушова. Он целит писателю в спину. «Холуйская кровь! — крикнул Афонька. — Он от моей руки не уйдет...» Не ушел. Своими же был убит 29 января 1940 года. Правда опасна. И ее не прощают.
загрузка...