МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы

Русская деревня в изображении В.П. Астафьева

     В.П. Астафьев родился в 1924 году в Красноярском крае и до конца своей жизни жил на родине. Детство - труднее не придумаешь. Мальчику было всего семь лет, когда погибла его мать. Она утонула в Енисее. Памяти матери, Лидии Ильиничны, он посвятит повесть «Перевал». А позднее, став уже известным писателем, скажет с горькой сыновней любовью: «И лишь одно я просил бы у своей судьбы — оставить со мной маму. Ее мне не хватало всю жизнь...» Осенью 1942 года Астафьев ушел добровольцем на фронт. Семнадцатилетний рабочий Виктор Астафьев попал на передовую, в самое пекло войны. Воинское звание — рядовой. И так до самой победы: шофер, арт- разведчик, связист. Его дважды ранят, контузят. Словом, на войне как на войне. После войны много профессий сменил будущий писатель, метался, как он скажет, по разным работам (был и слесарем, и чернорабочим, и грузчиком, и плотником в вагонном депо, и мойщиком мясных туш на колбасном заводе), пока в 1951 году в газете «Чусовской рабочий» не был опубликован его первый рассказ, и стал он газетным литературным сотрудником. Отсюда и начинается собственно его творческая биография.
     Астафьев заканчивает Высшие литературные курсы, а в середине пятидесятых годов известный критик А. Макаров уже говорил о признании Астафьева как писателя и очень точно обозначил основные творческие устремления тогда еще молодого художника: «...размышление о нашей жизни, о назначении человека на земле и в обществе и его нравственных устоях, о народном русском характере... по натуре своей он моралист и поэт человечности». Поначалу Астафьев начал писать прозу — в том ее понимании, какое он застал в советской литературе ко времени своего художественного и мировоззренческого становления.
     Произведение написано в форме повести в рассказах. И все-таки «Последний поклон» не сборник рассказов, а единое произведение, так как все его элементы объединены одной темой.
     Так о чем же это произведение? Это произведение о Родине, в том значении, как понимает ее Астафьев. Родина для него - это русская деревня, трудолюбивая, не избалованная достатком; это природа, суровая, необыкновенно красивая — мощный Енисей, тайга, горы. Повествование ведется от первого лица — мальчика Вити Потыли- цына, сироты, живущего с бабушкой. Отец Вити — гуляка и пьяница, семью бросил. Мать Вити погибла - утонула в Енисее. Жизнь Вити протекала, как у всех остальных деревенских мальчиков — помощь старшим по хозяйству, сбор ягод, грибов, рыбалка, игры. Главная героиня «Поклона» - Витькина бабушка Катерина Петровна - именно потому и стала нашей общей русской бабушкой, что собрала в себе в редкой живой полноте все, что еще осталось в родной земле крепкого, наследного, исконно родного, что мы про себя каким-то внесловесным чутьем узнаем как свое, будто всем нам светившее и заранее и навсегда данное.
     Ничего писатель в ней не прикрасил, оставил и грозу характера, и ворчливость, и непременное желание все первой узнать и всем в деревне распорядиться (одно слово — Генерал). И бьется, мучается она за детей и внуков, срывается в гнев и слезы, а рассказывает о жизни, то, оказывается, нет в ней для бабушки никаких невзгод: «Дети родились — радость. Болели дети, она их травками да кореньями спасала, и ни один не помер — тоже радость... Руку однажды выставила на пашне, сама же и вправила, страда как раз была, хлеб убирали, одно рукой жала и косо- ручкой не сделалась — это ли не радость?» Это общая черта старых русских женщин, и черта именно христианская, которая при истощении веры так же неотвратимо истощается, и человек все чаще предоставляет счет судьбе, меря зло и добро на ненадежных весах общественного мнения, подсчитывая страдания и ревниво подчеркивая свое милосердие. В «Поклоне» же все еще древне-родное, колыбельное, благодарное жизни и этим все вокруг животворящее.
     Но вот в жизни Витьки наступает переломный момент. Его отправляют к отцу и мачехе в город учиться в школе, так как в деревне школы не было. И когда бабушка ушла из повествования, начались новые будни, все потемнело, и явилась в детстве такая жестокая страшная сторона, что художник долго уклонялся от того, чтобы написать вторую часть «Поклона» — грозный оборот своей судьбы, свое неизбежное «в людях». Не случайно последние главы «Поклона» были закончены в 1992 году.
     Вторую часть повести порою корили за жестокость, но подлинно действенна она была не мстительной нотой. Какое мщение? При чем тут оно?
     Художник вспоминает свое сиротство, изгнанничество, бездомность, общую отверженность, лишность в мире, казалось, не для того, чтобы теперь победительно восторжествовать: что, взяли? — или чтобы вызвать сочувственный вздох, или еще раз припечатать бесчеловечное время. Это все были бы задачи слишком чужие исповедному и любящему астафьевскому дару. А разве маленький, цепкий герой «Поклона» Витька Потылицын что-то расчетливо сознавал?
     Он только жил, как умел, и увертывался от смерти, и даже в отдельные минуты умудрялся счастливым быть и красоту не пропустить. И если кто и срывается, то это не Витька Потылицын, а Виктор Петрович Астафьев, который с пониманием и со смятением спрашивает мир: как могло случиться, что дети оказались поставлены в такие условия существования?
     «Ода русскому огороду» была написана в 70-е годы. Эта повесть создавалась параллельно с «Прощальным поклоном», словно на его полях. Напечатай их вместе, и они будут ревниво оглядываться друг на друга, стесняться похожести ситуаций и близости героев.
     Русская деревня в изображении Астафьева предстает перед нами как светлый образ Родины. Из воспоминаний взрослого человека о событиях детства выпадает большинство отрицательных моментов, за исключением, быть может, самых резких. Именно поэтому астафьевская деревня так духовно чиста и красива. Этим она и отличается от деревни, изображаемой другими писателями, например Солженицыным, у которого деревня, полная противоположность астафьевской, нищая, живущая только одним — только бы прожить, не умереть с голоду, не замерзнуть зимой, не дать соседу получить то, что мог бы получить ты.
     Произведения Астафьева находят отклик в душах читателей, которые так же понимают и любят Родину и хотят видеть ее все такой же светлой и чистой, как видел ее автор.