МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы






Отражение революции 1905 года в поэзии И.Ф. Анненского

     Искать в лирике Анненского прямолинейно гражданственной
     было бы наивно.
     А. Федоров
     Душа поэта Анненского слишком нежна и тонка, чтобы создать стихи, подобные булыжнику на мостовой, который являлся когда- то образом «оружия пролетариата». И все же, если идеал поэзии и красоты, очерченный поэтом еще на первых страницах «Тихих песен», в общем мистичен и расплывчат, то в том же сборнике есть уже стихи с четко обозначенной авторской позицией. Например, стихи, посвященные столетию со дня рождения Пушкина. В них с трагическим пафосом поэт сказал об исторической миссии поэта и высоком общественном служении Отечеству:
     О нет, Баян не соловей,
     Певец волшебно сладострастный,
     Нас жег в безмолвии ночей
     Тоскою нежной и напрасной.
     И не душистую сирень
     Судьба дала ему, а цепи,
     Снега забытых деревень
     Неволей выжженные степи.
     Особенно мощно гражданский пафос проявился у поэта в последние годы жизни в двух стихотворениях: «Старые эстонки» и «Петербург».
     «Старые эстонки» — отклик поэта на революционные события 1905 года. В этом году в Эстонии против участников протеста действовали карательные отряды царского правительства. В стихотворении — гневный упрек себе в пассивности, в неспособности к действию. Поэт разговаривает в кошмарном сне с матерями казненных и произносит слова, в которых единственный раз проходит мотив народного гнева и расплаты, ждущей палачей и их молчаливых либеральных пособников: «Погоди — вот накопится петель, / Так словечко придумаем, скажем».
     В стихотворении «Петербург» четко высказана мысль об исторической обреченности российского самодержавия, воплощенного в мрачном образе столицы империи:
     А что было у нас на земле,
     Чем вознесся орел наш двуглавый,
     В темных лаврах гигант на скале, —
     Завтра станет ребячьей забавой.
     Недаром исследователь творчества Блока (самого яркого из символистов поэта революции) замечал по поводу этих двух стихотворений: «Вероятно, в границах первого десятилетия XX века в русской поэзии наиболее сильными стихами «гражданского» плана являются «Старые эстонки» и «Петербург» Анненского. У того же Блока 900-х годов стихов такой лирической силы, при одновременно ясной гражданственности, конечно, нет».
     Эти стихи — мощный порыв гражданственности. И они в поэзии Анненского не случайны, они гармоничны со всем творчеством поэта поразительной искренностью тона, отмечавшейся многими критиками. И главное — глубина переживаний. Здесь поэт Аннен- ский, я считаю, непревзойден ни одним поэтом серебряного века. Столько совести в стихах, да и в жизни вряд ли было у кого-то другого тогда. А для человека, тем более поэта с большой совестью, ни одно социальное потрясение не может пройти незамеченным, тем более такое, как революция.