МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы

Загрузка...

«Все на познании собственного духа основываю» (по творчеству Л.Н. Андреева)

     Русская литература конца XIX — начала XX века — что это за период? Довольно короткий, но напряженный и очень важный — «серебряный век», давший всему миру известные имена. Среди них — имя Леонида Николаевича Андреева, который с первых же своих шагов в литературе вызвал острый и неоднородный интерес. Начав печататься с конца 90-х годов, к середине первого десятилетия XX века он достиг зенита славы, став чуть ли не самым модным писателем тех лет. Непрекращающаяся полемика о творчестве молодого писателя, образы и мотивы произведений которого были рождены восприятием конкретной эпохи, свидетельствовала о властном притяжении к Андрееву и о неоднозначности его художественного мира. Леонид Андреев огромное значение придавал творческой интуиции, самопознаниюнию: «Все на познании собственного духа основываю».
     Такая особенность индивидуальности писателя в известной
     мере была обусловлена обстоятельствами его жизни. Он был старшим в многодетной семье орловского чиновника. Жила семья более чем скромно. Душевная близость с матерью, свято верившей в избранническую судьбу сына, помогала пережить болезненно воспринимаемую безрадостную обстановку существования. После окончания орловской гимназии Л. Андреев поступает на юридический факультет Московского университета. В это время умирает отец, и совсем еще юный Андреев становится главой семьи. Очень рано его стали волновать вопросы о сущности жизни. Возник интерес к философии Ф. Ницше, А. Шопенгауэра.
     В 1897 году Леонид Андреев заканчивает университет и начинает заниматься адвокатской практикой, одновременно публикуя судебные очерки, фельетоны.
     В 1899 году появился его первый рассказ «Баргамот и Гарась- ка», высоко оцененный М. Горьким, который привлек автора к сотрудничеству в журналах «Жизнь», «Журнал для всех», познакомил с членами литературного кружка, получившего название «Среда». Здесь Л. Андреев знакомится с Буниным, Куприным, став одним из самых активных участников этих собраний.
     Под эгидой издательства «Знание» A.M. Горький сгруппировал творческий коллектив, в который вошел и Андреев. Был знаком он и с А. Блоком. Но скоро молодой литератор почувствовал свое одиночество. Уже в первых произведениях Л. Андреева традиционные темы приобрели новое содержание, обнаруживая подспудные «пружины» человеческого существования. В ранней прозе Андреева заметна чеховская традиция, в частности в рассказах «Петька на даче», «Ангелочек».
     К исходу 1910 года критика настойчиво заговорила о традициях Достоевского в творчестве Андреева, увлеченного вопросом, прекрасен или ничтожен человек.
     Высшей ценностью почитал Андреев дар человеческого мышления, но справедливо считал, что оно может быть использовано в разных целях, и взгляд писателя был сосредоточен на столкновении противоположных начал во внутреннем бытии личности.
     Внимательно наблюдая за действительностью, Л. Андреев создал психологический документ своей эпохи. Его рассказы «Бездна», «В тумане», «Красный смех» поразили современников. В рассказе «Красный смех» Л. Андреев поставил задачу показать антинародность и антигуманность войны как одного из безумств XX века...
     В прозе Л. Андреева рубежа веков четко просматривается череда рассказов, раскрывающих достойные устремления личности, потому что писатель всегда лелеял идеал единения человека с большим миром. Мысль о таком будущем своеобразно отзывалась в авторских оценках героев и уподоблялась приходу «добрых и сильных людей со всего мира». Личность — люди — мир — подобный замысел органично сочетался с постоянным влечением писателя к «глубинам человеческим». Об этом повесть «Жизнь Василия Фивейско- го», которая отвечает на главный для Л. Андреева вопрос: кто и как поможет бескрайним людским страданиям? В образе священника Василия Фивейского, отдавшего себя «великому подвигу и великой жертве» во имя людей, выражена авторская вера в достижения Человека. Л. Андреев не менее страстно, чем отец Василий, лелеял максималистскую мечту — одним деянием, одной жертвой преоб- разить действительность, потому что он был убежден, что горячо верующий человек не может представить Бога иначе, как «Бог — любовь, Бог — справедливость, мудрость, чудо...»
     Все представления и эмоции Л. Андреева носили максималистский характер. Желанное будущее писатель отождествлял с абсолютной гармонией. Молодость, чистота, самоотверженность должны были, по Л. Андрееву, излечить жизнь. Так он воспринял первую русскую революцию, ожидая серьезного внутреннего перелома в народном сознании. Но чуда духовного перерождения не произошло, и Л. Андреев болезненно переживает это, что нашло отражение в таких его произведениях, как пьеса «Жизнь человека», повести «Иуда Искариот», «Рассказ о семи повешенных».
     В последнее десятилетие перед своей ранней смертью Л. Андреев испытал много тяжелых душевных невзгод. Одно из самых бо- лезненных переживаний было вызвано заметным спадом интереса к его сочинениям читателей и критики. Кроме того, он так и не смог оправиться после смерти горячо любимой первой жены. Женившись вторично, Л. Андреев вел светский образ жизни, летом выезжал на дачу в Финляндию. Сроднившись с местностью, купил на Черной речке землю и построил большой дом, где проводил много месяцев в году, а с началом первой мировой войны жил там почти постоянно. Это способствовало разъединению писателя с прежним литературным окружением. Неумолимо распадался взлелеянный писателем мир, отступали прежние светлые идеалы.
     Во время первой мировой войны Л. Андрееву казалось, что сражение с германским милитаризмом соединит всех для «общего блага» и священной цели: человечности.
     И тем не менее именно в этот период во всей сложности проявились противоречия писателя, двойственность взглядов.
     Творчество J1. Андреева не укладывается в какие-то ограниченные рамки. При жизни его называли декадентом, символистом, неореалистом. Спустя годы стали сближать с экспрессионистами. Но в отличие от тех и других писатель верил в объективно закономерное развитие реальной жизни.
     Мир Андреева, сложный, противоречивый, обладал единством поиска и свершений. Его творческое наследие — неотъемлемая часть великой русской литературы.
загрузка...