МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы

Загрузка...

Поэт детства и родной природы (по произведениям С.Т. Аксакова)

     «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» изданы во второй половине 19-го века, когда писателю было за шестьдесят лет. К этому времени окончательно оформился русский литературный язык. Ведь еще в 40-х годах большинство полемических статей о судьбах России и ее народа выходили на иностранных языках, на французском написаны «Философические письма» П.Я.Чаадаева и даже большинство критических статей славянофилов для русских журналов. Ушло в прошлое противостояние «шишковистов» с прогрессивными реформаторами русского языка. Пересилила тенденция живой разговорной речи, заложенная Фонвизиным и Крыловым, а окончательно оформившаяся в литературном наследии Александра Пушкина. Возможно, этим объясняется долгое «молчание» Аксакова-прозаика. Он выбирал путь.
     Такая долгая жизнь - и вдруг такая вот короткая, но плодотворная творческая биография писателя, еще при жизни увенчанного лаврами классика отечественной литературы. Первыми из-под пера писателя вышли «Записки об ужении рыбы», затем «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии». Обе книги были «заказными», задуманы как специальные справочники. К полной неожиданности автора, первые триста экземпляров были раскуплены в неделю, причем покупали их люди, весьма далекие от охоты и рыбалки. В чем же причина такого успеха? Скорей всего в том, что спортивное увлечение в обеих книгах отступило на второй план. На первый же вышло художественное описание родной природы, равного которому на тот час не было в русской литературе, познавшей уже гений Пушкина и Гоголя. Аксаков всякий раз при описании красот земных передает читателю свое чувство, которое охватило его при наблюдении за картиной природы. Тут же мимоходом излагается авторское отношение к нему, большей частью - поэтическое.
     Панораму «усадебной» жизни конца 18-го века и формирование детской души Сергей Тимофеевич Аксаков передает с еще большей тонкостью. Читатель, следя за «воспоминаниями» грудного младенца, словно сам воскрешает в памяти своей давно забытые картины собственного детства. А чего стоит приобщение маленького Сережи к рыбалке на удочку? Так и чувствуется сырость утренних туманов и слышится плеск рыбы в усадебном пруду, когда читаешь эти строки. Но что еще ценней лично для меня при прочтении «Семейной хроники» С.Т.Аксакова, так это мир русских крестьян, которого я словно и не знал до того. Он не похож на деревню Толстого и Тургенева. Их крестьяне видели в своих помещиках городских щеголей, которым никогда не понять деревню. Багров-внук видит своего деда в холщовой «домодельной» рубашке, соломенной шляпе. Багров-дед весь день в разъездах, на лугах и в поле, в делах и заботах по хозяйству. Это «русский» барин, он еще нераздельно слит со своим народом. Отец Сережи уже ходит в парике с «павловской» косой, в туфлях на красных каблуках и с блестящими пряжками. Он уже - «немец» для крестьян, не наш барин.
     Только у Аксакова я прочитал почти восторженное описание характера и быта башкир, татар, мордвы и чувашей. Мне кажется, сравнение поволжских народов с русским идет не на пользу для характеристики последнего. Вот вам и Аксаков - отец «русских националистов» братьев Аксаковых. Вот и получается, что тайна притягательности произведений С.Т.Аксакова кроется в искренности и правдивости их автора, который ни в чем не погрешил в своих мемуарах против жизни, а передал нам свои чувства и мироощущение во всей полноте великого сердца.
загрузка...