МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы






А.А. Ахматова и ее творчество

     Анна Андреевна Ахматова (Горенко) жила с 1889 по 1966 год. Родилась в семье отставного инженера-механи- ка флота. С материнской стороны принадлежала к старой дворянской семье. В 1910 году вышла замуж за поэта Н.С. Гумилева. В 1912 году родился единственный сын — Л.Н. Гумилев, известный советский историк и этнолог. В марте 1912 года выходит в свет первый сборник стихов «Вечер».
     В стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно...» Ахматова объявляет о неприятии революции, но и о невозможности оставить Россию. Форма стихотворения строгая, напоминает библейскую.
     Мне голос был. Он звал утешно,
     Он говорил: «Иди сюда,
     Оставь свой край глухой и грешный,
     Оставь Россию навсегда.
     Я кровь от рук твоих отмою,
     Из сердца выну черный стыд,
     Я новым именем покрою
     Боль поражений и обид».
     
     Но равнодушно и спокойно
     Руками я замкнула слух,
     Чтоб этой речью недостойной
     Не осквернился скорбный дух.
     Сознание своей правоты по этой проблеме Ахматова подтверждает через пять лет, в 1922 году:
     Не с теми я, кто бросил землю
     На растерзание врагам.
     Их грубой лести я не внемлю,
     Им песен я своих не дам.
     
     Но вечно жалок мне изгнанник,
     Как заключенный, как больной.
     Темна твоя дорога, странник,
     Полынью пахнет хлеб чужой.
     Любовное переживание в творчестве Ахматовой приобретает духовный, возвышенный характер, что наблюдается в «Белой стае», «Подорожнике», «Anno Domini». Это ярко видно в стихотворении «Небывалая осень построила купол высокий...» Как отметил А.И. Павловский («Анна Ахматова: Жизнь и творчество») здесь предстает «...явление Любви глазам восторженного Мира!»
     Небывалая осень построила купол высокий,
     Был приказ облакам этот купол собой не темнить.
     ...
     Было солнце таким, как вошедший в столицу
     мятежник,
     И весенняя осень так жадно ласкалась к нему,
     Что казалось — сейчас забелеет прозрачный
     подснежник...
     Вот когда подошел ты, спокойный, к крыльцу моему.
     В стихотворении «Просыпаться на рассвете...» искрится радость жизни:
     Просыпаться на рассвете
     Оттого, что радость душит,
     И глядеть в окно каюты
     на зеленую волну...
     Творческие успехи поэтессы зависят от вдохновения. Она не пишет по заранее намеченному плану.
     И просто продиктованные строчки
     Ложатся в белоснежную тетрадь.
     («Творчество»)
     В стихотворении «Муза» (1924), вошедшем в цикл «Тайны ремесла», Ахматова подтверждает:
     Когда я ночью жду ее прихода,
     Жизнь, кажется, висит на волоске.
     Что почести, что юность, что свобода
     Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
     Вместе с тем известно, что, например, «Поэма без героя» совершенствовалась десятилетиями. Импровизация относится больше к любовным стихам.
     В 1936—1946 годах у Ахматовой был творческий подъем. Ее стихи часто печатались, а стихотворение «Мужество» (1942) было опубликовано в газете «Правда».
     Главным творческим достижением Ахматовой в 30-е годы явилось создание поэмы «Реквием», посвященной страданиям репрессированного народа. «Реквием» состоит из десяти стихотворений, прозаического Предисловия, Посвящения, Вступления и двухчастного Эпилога. Стихотворение «Так не зря мы вместе бедовали...» (1961) внутренне связано с «Реквиемом». «Реквием» был опубликован через двадцать два года после смерти поэтессы, в 1968 году. «Реквием» создавался в разные годы. Почти весь он написан в 1935—1940 годах. В «Реквиеме» оплакиваются миллионы безвинных жертв и собственная горькая жизнь.
     Перед этим горем гнутся горы,
     Не течет великая река,
     Но крепки тюремные затворы,
     А за ними «каторжные норы»
     И смертельная тоска.
     Под Стихотворением «Уводили тебя на рассвете...» Ахматова ставит дату «Осень 1935» и место — Москва. В это время она обратилась с письмом к Сталину о помиловании мужа и сына.
     В «Эпилоге» мы видим образ тюремной очереди:
     И я молюсь не о себе одной,
     А обо всех, кто там стоял со мною
     И в лютый холод, и в июльский зной
     Под красною ослепшею стеною.
     «Реквием» можно считать народным произведением, потому что он отразил народную трагедию. По поэтической форме он близок к причту.
     В ее военной лирике часто встречается «мы». В стихотворении «Мужество» громко звучит патриотический мотив:
     Мы знаем, что ныне лежит на весах
     И что совершается ныне.
     Час мужества пробил на наших часах
     И мужество нас не покинет.
     Горячее патриотическое чувство помогало поэтессе в творчестве и в жизни избрать правильную дорогу. Поэзия Ахматовой — неотъемлемая часть русской и мировой культуры.