МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы






Стихотворение Н. Заболоцкого "Гроза идет" (Восприятие, истолкование, оценка)

    И мы должны понять, что есть значок,
    Который посылает нам природа...
    Н. Заболоцкий
    
    Поэт мысли, философских раздумий, тонкий лирик — таким вошел в русскую поэзию XX века Николай Заболоцкий. В его жизни было многое: учеба на историко-филологическом факультете Московского университета, переписка с К. Циолковским, арест и ссылка, но главное, в его жизни всегда была поэзия. Поэзия, в которой Заболоцкий отстаивал красоту человека и природы.
    Стихотворение “Гроза идет”, написанное в 1957 году, относится к последнему периоду творчества поэта, который исследователи называли “классическим”. В стихах, созданных в это время, весьма ощутима традиция А. Пушкина, Е. Баратынского и особенно Ф. Тютчева.
    Однако Заболоцкий не повторяет готовые поэтические системы великих предшественников, а раскрывает в них новые возможности:
    
    Движется нахмуренная туча,
    Обложив полнеба вдалеке,
     Движется, огромна и тягуча,
    С фонарем в приподнятой руке.

    
    Конечно же, для Тютчева был невозможен образ тучи с фонарем в руке. Чтобы создать его, надо было пройти через метафорические поиски поэзии XX века.
    В стихотворении сохранен тютчевский параллелизм проходящих через все стихотворение описаний природы и душевной жизни, мыслей лирического героя. Говоря о молчании, поэт признается:
    
    Сколько раз она меня ловила,
    Сколько раз, сверкая серебром,
    Сломанными молниями била,
    Каменный выкатывала гром.

    
    Лирический герой не только эмоционально воспринимает природное явление, в данном случае грозу, не только соотносит его со своими душевными переживаниями, он по-тютчевски разрушает грань между человеком и природой. И это приводит к таким смелым и неожиданным ассоциациям:
    
    Сколько раз, ее увидев в поле,
    Замедлял я робкие шаги
    И стоял, сливаясь поневоле
    С белым блеском вольтовой дуги.

    
    И сразу же поэт переносит наше внимание на дерево, расщепленное молнией. Для классической поэзии этот образ достаточно традиционен, но Заболоцкий и здесь находит свое осмысление. Сожженное дерево становится опорой небосклону:
    
    Вот он
кедр у нашего балкона,
     Надвое громами расщеплен,
     Он стоит, и мертвая корона
    Подпирает темный небосклон.

    
    Эта стойкость “мертвого” дерева сродни судьбе лирического героя, страдавшего, познавшего горе и радость, любовь и ненависть, но не сломившегося.
    Перед нами три стадии сопоставления чувств лирического героя с расколотым деревом.
    Вначале дерево, поддерживая человека, сообщает ему жизнь:
    
    Иглы почерневшие с вершины
     Осыпают звездами меня.

    
    Затем оказывается, что судьба лирического героя тяжелее “раны от огня”, нанесенной кедру:
    
    Пой мне песню, дерево печали!
    Я, как ты, ворвался в высоту,
     Но меня лишь молнии встречали
     И огнем сжигали на лету.

    
    А в финале стихотворения уже утверждается величие человека, его неукротимая жажда жить, любить, творить:
    
    Почему же, надвое расколот,
    Я, как ты, не умер у крыльца,
    И в душе все тот же лютый голод,
    И любовь, и песни до конца!

    
    Таким образом, стихотворение “Гроза идет” — не просто пейзажная зарисовка. Мне кажется, что перед нами яркий образец лирики философской. Заболоцкий обращается к темам жизни и смерти, смысла бытия человека.
    В стихотворении даны реальные детали пейзажа: обложенное тучами небо, расщепленное молнией дерево. Но философичность этого произведения неизбежно приводит к усилению его метафоричности: “сверкая серебром”, “нахмуренная туча”. Здесь природа не противостоит человеку, как это было в ранней лирике Заболоцкого. Она выступает заодно с ним, оттеняет его душевное состояние, его веру в победу жизни над смертью.
    Многочисленные олицетворения, встречающиеся в этом стихотворении, свидетельствуют не только об уподоблении природы человеку. В них заложен более глубокий символический смысл: вслед за Тютчевым Заболоцкий увидел в природе настоящую жизнь. Поэтому туча способна “ловить”, “бить”, а “живое сердце” дерева “осыпать звездами”. Барьеры между миром человека и миром природы разрушены: природа страдает и живет подобно человеку, а человек, подобно явлению природы, испытывает такие же чувства.
    Однако в стихотворении “Гроза идет” существует и иной мотив: человек может вынести гораздо больше испытаний, но не согнуться и не умереть.
    Пейзажная лирика Заболоцкого никогда не была просто описательной. Его лирический герой не только эмоционально воспринимает природу, но и стремится осмыслить ее жизнь, тесно связанную с жизнью человека.
    Пройдя сложный жизненный и поэтический путь, Николай Заболоцкий пришел к классической ясности философской лирики. Это и является свидетельством неувядаемой силы его поэзии.