МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы






Основные мотивы лирики Ф. И. Тютчева

    Ф. И. Тютчев — гениальный лирик, тонкий психолог, глубокий философ. Певец природы, остро ощущавший космос, прекрасный мастер стихотворного пейзажа, одухотворенного, выражающего эмоции человека.
    Мир Тютчева полон таинственности. Одна из его загадок — природа. В ней постоянно противоборствуют и сосуществуют две силы: хаос и гармония. В избытке и торжестве жизни проглядывает смерть, под покровом дня скрывается ночь. Природа в восприятии Тютчева непрерывно двоится, “поляризуется”. Не случайно излюбленный прием поэта — антитеза: “дольный мир” противостоит “высям ледяным”, тусклая земля — блистающему грозой небу, свет — тени, “юг блаженный” — “северу роковому”.
    Тютчевским картинам природы свойствен динамизм. В его лирике природа живет в разные часы дня и времена года. Поэт рисует и утро в горах, и “море ночное”, и летний вечер, и “полдень мглистый”, и “весенний первый гром”, и “мох седой” севера, и “благоухания, цветы и голоса” юга.
    Тютчев стремится запечатлеть момент превращения одной картины в другую. Например, в стихотворении “Тени сизые смесились...” мы видим, как постепенно сгущаются сумерки и наступает ночь. Быструю смену состояний природы поэт передает при помощи бессоюзных конструкций, однородных членов предложения. Динамизм поэтической картине придают глаголы: “смесились”, “уснул”, “поблек -нул”, “разрешились”. Слово “движение” воспринимается как контекстуальный синоним жизни.
    Одно из самых замечательных явлений русской поэзии — стихи Тютчева о пленительной русской природе, которая в его стихах всегда одухотворена:
    
    Не то, что мните вы, природа:
     Не слепок, не бездушный лик

    В ней есть душа, в ней есть свобода,
     В ней есть любовь, в ней есть язык...

    
    Жизнь природы поэт стремится понять и запечатлеть во всех ее проявлениях. С удивительной художественной наблюдательностью и любовью Тютчев создал незабываемые поэтические картины “осени первоначальной”, весенней грозы, летнего вечера, утра в горах. Прекрасным образом такого глубокого, проникновенного изображения мира природы может явиться описание летней бури:
    
    Как весел грохот летних бурь,
    Когда, взметая прах летучий,
    Гроза, нахлынувшая тучей,
    Смутит небесную лазурь.
    И опрометчиво-бездумно
    Вдруг на дубраву набежит,
    И вся дубрава задрожит
    Широколиственно и шумно...

    
    Все в лесу представляется поэту живым, полным глубокого значения, все говорит с ним “понятным сердцу языком”.
    Образами природной стихии он выражает свои сокровенные мысли и чувства, сомнения и мучительные вопросы:
    
     Невозмутимый строй во всем;
    Созвучье полное в природе,

    Лишь в нашей призрачной свободе
    Разлад мы с нею создаем.

    
    “Верный сын природы”, так называл себя Тютчев, он восклицает:
    
    Нет, моего к тебе пристрастия
    Я скрыть не в силах, мать-земля!

    
    В “цветущем мире природы” поэт видел не только “преизбыток жизни”, но и “ущерб”, “изнеможение”, “улыбку увяданья”, “стихийный раздор”. Таким образом, и пейзажная лирика Тютчева выражает противоречивые чувства и раздумья поэта.
    Природа прекрасна в любых проявлениях. Поэт видит гармонию в “стихийных спорах”. Созвучию природы противопоставлен вечный разлад в человеческой жизни. Люди самоуверенны, они отстаивают свою свободу, забывая о том, что человек — всего лишь “греза природы”. Тютчев не признает отдельного существования, верит в Мировую Душу как основу всего живого. Человек, забывая о своей связи с окружающим миром, обрекает себя на страдания, становится игрушкой в руках Рока. Хаос, являющийся воплощением творческой энергии мятежного духа природы, пугает людей.
    Роковые начала, наступление хаоса на гармонию определяют бытие человеческое, его диалог с судьбой. Человек ведет поединок с “неотразимым Роком”, с гибельными искушениями. Он неустанно сопротивляется, отстаивает свои права. Наиболее ярко проблема “человек и судьба” отражена в стихотворении “Два голоса”. Обращаясь к читателям, поэт призывает:
    
    Мужайтесь, о други, боритесь прилежно,
    Хоть бой и неравен, борьба безнадежна!..

    
    К сожалению,
    
    тревога и труд лишь для смертных сердец...
    Для них нет победы, для них есть конец.

    
    Безмолвие природы, которым окружен человек, выглядит зловещим, но он не сдается; им движут благородная воля к сопротивлению беспощадной силе и мужество, готовность идти на смерть, чтобы “вырвать у Рока победный венец”.
    На всем его творчестве лежит печать раздумий о противоречиях в общественной жизни, участником и вдумчивым наблюдателем которой был поэт.
    Называя себя “обломком старых поколений”, Тютчев писал:
    
    Как грустно полусонной тенью,
     С изнеможением в кости,
     Навстречу солнцу и движенью
     За новым племенем брести.

    
    Человека Тютчев называет ничтожной пылью, мыслящим тростником. Судьба и стихии властвуют, по его мнению, над человеком, сиротой бездомным, участь его подобна льдине, тающей на солнце и уплывающей во всеобъемлющее море, — в “бездну роковую”.
    И в то же время Тютчев славит борьбу, мужество, бесстрашие человека, бессмертие подвига. При всей непрочности человеческого существования людьми владеет великая жажда полноты жизни, полета, высоты. Лирический герой восклицает:
    
    О, Небо, если бы хоть раз
     Сей пламень развился по воле

    И, не томясь, не мучась доле,
    Я просиял бы
и погас!
    
    Напряженность и драматизм проникают и в сферу человеческих чувств. Людская любовь лишь “поединок роковой”. Это особенно остро ощущается в “Денисьевском цикле”. Психологическое мастерство Тютчева, глубина постижения сокровенных тайн человеческого сердца делают его предтечей толстовских открытий в области “диалектики души”, определяют движение всей последующей литературы, все больше погружающейся в тончайшие проявления человеческого духа.
    Печать раздвоенности лежит на любовной лирике Тютчева. С одной стороны, любовь и ее “очарованье” — это “жизни ключ”, “чудесный плен”, “чистый огонь”, “союз души с душой родной”; с другой — любовь представляется ему “буйной слепотой”, “борьбой неравной двух сердец”, “поединком роковым”.
    Любовь у Тютчева явлена в облике неразрешимого противоречия: безграничное счастье оборачивается трагедией, минуты блаженства влекут за собой страшную расплату, влюбленные становятся палачами друг для друга. Поэт делает потрясающий вывод:
    
    О, как убийственно мы любим,
     Как в буйной слепоте страстей
    Мы то всего вернее губим,
    Что сердцу нашему милей!

    
    Лирика Тютчева исполнена тревоги и драматизма, но это реальная драма человеческой жизни. В стремлении запечатлеть ее, претворить в красоту — тоже “победа бессмертных сил”. О поэзии Тютчева можно сказать его же стихами:
    
    Среди громов, среди огней,
    Среди клокочущих страстей,
    В стихийном пламенном раздоре,
    Она с небес слетает к нам

    Небесная к земным сынам,

    С лазурной ясностью во взоре

    И на бунтующее море
    Льет примирительный елей.

    
    Литературное наследие Тютчева невелико по объему, но А. Фет в надписи на сборнике стихов Тютчева справедливо отметил:
    
    Муза, правду соблюдая,
    Глядит, и на весах у ней
    Вот эта книга небольшая,
    Томов премногих тяжелей.