МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы






Автор и герой в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

      В предисловии ко второму изданию романа Лермонтов называет Печорина «портретом, составленным из пороков всего нашего поколения». Автор не отделяет себя от своего поколения, и между ним и Печориным действительно есть сходства, и их немало. Тем не менее, Печорин - это не Лермонтов, и чтобы в этом убедиться, обратимся к лирике Лермонтова, а точнее - к его лирическому герою.
      Известно, что Лермонтов на протяжении всей своей жизни оставался романтиком. И хотя в поздней лирике много стихотворений сугубо реалистических (например, «Бородино» 1837 г.), очевидно, что романтическое восприятие мира так или иначе повлияло на все, что создавал поэт. И, соответственно, его лирический герой несет в себе романтические настроения, с которыми связаны мотивы, характерные для романтического творчества.
      Характер лирического героя Лермонтова, одинокого и гордого, незаурядного человека, определился уже в ранней лирике. Ему нет места в обществе, он не находит понимания среди друзей, любовь приносит ему лишь одни страдания. С этим связан основной мотив в поэзии Лермонтова - мотив трагического одиночества:

      Как странно жизни сей оковы
      Нам в одиночестве влачить.
      Делить веселье - все готовы -
      Никто не хочет грусть делить.

      Эти слова перекликаются со словами Печорина: «Вот люди! Все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства, - а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности»
      Мотив одиночества в полной мере проявился в любовной лирике. Примечательно, что у Лермонтова практически нет стихотворений, посвященных взаимному чувству, тогда как Печорин сам не в состоянии любить: «Как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, -прости любовь! Мое сердце превращается в камень и ничто его не разогреет снова»
      Лирический герой Лермонтова чаще всего человек, страстно желающий любви, но ее не получающий. Показательно в этом отношении стихотворение «Нищий»

      Так я молил твоей любви
      С слезами горькими, с тоскою;
      Так чувства лучшие мои
      Обмануты навек тобою.

      Однако невозможно до конца понять Печорина, который, несмотря ни на что, ничуть не меньше хочет быть любимым: ведь о его прошлом практически ничего не известно. Можно лишь предположить, что он подавил в себе способность любить, подобно лирическому герою Лермонтова в стихотворении «Я не унижусь пред тобою...». Там это определяется как ответ на измену:

      Начну обманывать безбожно,
      Чтоб не любить, как я любил, -
      Иль женщин уважать возможно,
      Когда мне ангел изменил?

      Мотив одиночества звучит и в лирике, посвященной дружбе. Дружеские отношения кажутся Лермонтову чем-то ненадежным, недолговечным:

      «До лучших дней!» - перед прощаньем,
      Пожав мне руку, ты сказал;
      И долго эти дни я ждал,
      Но был обманут ожиданьем

      Тем не менее, он страстно желает настоящей дружбы так же, как и любви: встретив человека достойного, он вновь готов верить:

      Я думал: в свете нет друзей!
      Нет дружбы нежно-постоянной,
      И бескорыстной, и простой;
      Но ты явился, гость незваный,
      И вновь мне возвратил покой.

      В этом и состоит различие между ним и Печориным, которому незачем верить, потому что он давно уже «разгадал» формулу дружбы: «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается...». Подобное скептическое отношение к дружбе свойственно людям, уже совершенно в ней разочаровавшимся, к коим и принадлежит Печорин. Однако нельзя сказать наверняка, что подобная участь не ждет и лирического героя Лермонтова.
      Мотив одиночества у поэта часто по-разному интерпретируется. Так, например, он может проявиться как мотив тюрьмы. Существует целый «тюремный цикл», в который входят такие стихотворения, как «Узник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь» и другие. Стихотворения «тюремного цикла» часто перекликаются с социальной лирикой. Чувство несвободы, духоты и одиночества - вот, что их объединяет. В толпе, где «некому руку подать», ничуть не лучше, чем в тюрьме. Ведь там

      При шуме музыки и пляски
      При диком шепоте затверженных речей,
      Мелькают образы бездушные людей,
      Приличьем стянутые маски.

      Конфликт Печорина с обществом также очевиден. Его одиночество в социальной среде связано в первую очередь с тем его особым положением, которое он в ней занял в «Герое нашего времени», пожалуй, нет ни одного человека, который мог бы встать на один уровень с Печориным. Все кажутся слабее, мельче его; он парирует любые замечания, с достоинством отвечает на самые неожиданные угрозы, выглядит . человеком решительным, способным отвечать за свои поступки, чего многим из других персонажей явно не хватает.
      Это и не удивительно: Печорин изображен как истинный романтик, то есть в какой-то мере «сверхчеловек». Но именно это и осложняет взаимоотношения героя с другими людьми, они оказываются просто не в состоянии его понять. Впрочем, и ему самому далеко не все в себе понятно: «Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь?»
      Но в любом случае, превосходство Печорина над другими имеет непосредственное отношение к одному из основных романтических мотивов - мотиву избранности, который также находит свое выражение в лирике Лермонтова. По сути, все остальные романтические мотивы являются следствием именно этого качества личности романтика. Например, одиночество лирического героя Лермонтова вполне закономерно объяснить его ощущением своей избранности, о чем сам он неоднократно говорит:

      Нет, я не Байрон, я другой,
      Еще неведомый избранник,
      Как он гонимый миром странник, -
      Но только с русскою душой

      Это стихотворение 1832 года примечательно во многих отношениях. Во-первых, в нем мотив одиночества сопрягается еще и с мотивом странничества, также характерным для романтизма в целом и для Печорина, в частности. Во-вторых, из этого
      стихотворения видно, что у лирического героя Лермонтова есть то, что напрочь отсутствует у Печорина, а именно чувство Родины
      Патриотическое начало есть одно из основных отличий между Лермонтовым и Печориным. «Странная любовь» поэта к Отчизне - это все-таки любовь, тогда как Печорин вообще не произносит этого слова. Для него характерно всеобъемлющее, поистине демоническое отрицание всего, а потому положительное отношение к чему бы то ни было просто невозможно.
      Для Лермонтова демонизм - одна из постоянных доминант его творчества, недаром над поэмой «Демон» он работал почти всю жизнь, И все же в позднем творчестве он «от него отделался - стихами», как сказано в незаконченной «Сказке для детей» что и дало возможность для появления новых мотивов, таких, как мотив примирения согласия с мирозданием:

      Тогда смиряется души моей тревога,
      Тогда расходятся морщины на челе, -
      И счастье я могу постигнуть на земле,
      И в небесах я вижу Бога.

      Ничего этого не дано Печорину, а потому его мятущаяся душа нигде не находит себе места. Для Лермонтова же мотив странничества имеет ярко выраженную связь с патриотическим мотивом и мотивом изгнанничества, вынужденного разрыва с Роди-ной, как в стихотворениях «Дубовый листок оторвался от ветки родимой...». «Тучи» и других.
      И все же Печорин «бешено гонится за жизнью», как сказал о нем Белинский, и потому мотив действия - это еще одно связующее звено между автором и героем Лермонтовский «деятельный гений» не раз проявлялся в его стихах:

      Мне нужно действовать, я каждый день
      Бессмертным сделать бы желал, как тень
      Великого героя, и понять
      Я не могу, что значит отдыхать

      И может быть, главное отличие автора от его героя в том, что поэт находит свое дело, свой способ действовать - это и есть его творчество. У Печорина такого дела в жизни не оказывается, а потому возникает чувство обреченности, неизбежности бесславного конца, того, что жизнь его проходит зря: «Зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные. Но я не угадал этого назначения».
      Для ранней лирики Лермонтова тоже очень характерен мотив обреченности, ощущение неразгаданности своего предназначения. Но в зрелом творчестве его жизненный путь определяется темой пророческого служения, продолжающей пушкинскую линию в раскрытии темы поэта и поэзии. Лермонтовский Пророк уверен в своем предназначении, но он слишком хорошо знает, как тяжела эта миссия, а потому трагизм его существования в мире остается неразрешенным

      Провозглашать я стал любви
      И правды чистые ученья:
      В меня все ближние мои
      Бросали бешено каменья.

      Трагизм существования в мире определяет и судьбу Печорина, и это объединяет не только автора и героя, но и является характерной чертой всего поколения 30-х годов XIX века в России. Это черга времени, героем которого стал Печорин, а наиболее ярким воплощением в жизни - Лермонтов.
      Таким образом, мы видим, что, нарисовав в лице Печорина портрет всего поколения, Лермонтов, являясь его частью, имеет много общего со своим героем Однако между ними нет и не может быть знака равенства, поскольку личность автора богаче и шире, и ему было дано во многом определить дальнейшие пути не только русской литературы, но русского общественного сознания.