МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы






Темы Родины, поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова.

    «Что любит поэт равнодушный и к воинской славе и величавому покою государства и даже к преданиям иноками летописцами? Вот что он любит:
    Проселочным путем люблю скакать в телеге…
    и т. д.
    Более полного выражения чистой любви к народу, гуманнищего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта» (Добролюбов).
    Высокий патриотизм Лермонтова раскрывается в этом стихотворении. В реалистической лирике автор достигает большого художественного мастерства.
    Стихотворный язык Лермонтова-реалиста сохраняет выразительность. Присутствуют эпитеты, отражающие душевные переживания, взволнованную речь, насыщенную вопросительными и восклицательными выражениями, применяет развернутые метафоры.
    Тема поэта и поэзии в творчестве.
    Остро волновавшая тема гражданина-поэта отражается в стихотворениях «Поэт» и «Пророк». В стихотворении «Поэт» ставиться вопрос о назначении поэта: каков должен быть поэт в современном обществе? Решая этот вопрос, он исходит из декабристских взглядов – борца за общественное благо. Поэт применяет прием развернутого сравнения – сравнение поэта с кинжалом. Когда-то боевое грозное оружие, верно «служившие» наезднику в горах, теперь превратился в ненужную игрушку, золотую, бесславную и безвредную. Так и поэт прежде воспламенявший своим словом для битвы «свое утратил назначение». Примером истинного поэта для Лермонтова были Рылеев, Пушкин. Они были великой силой, которая звала и вдохновляла, указывала цели борьбы. Такой поэт был вместе с народом «в дни торжеств и бед». Такого поэта не видит Лермонтов среди современников.
    Стихотворение заканчивается призывом к поэту: проснуться и вновь обрести свое слово. Роль поэта состоит в общественном служении народу. Таков основной смысл стихотворения. Назначение поэзии – «воспламенять борца для битвы», быть проводником в народные массы «мысли благородных», передовых идеи.
    В стихотворении «Пророк» с потрясающей силой раскрывается трагедия поэта-пророка, обреченного жить в обществе основанном на социальной неправде, нравственно развращенном. Поэт-гражданин при таком общественном строе вызывает ненависть к себе, его забрасывают камнями, его презирают, его изгоняют из городов в пустыню. Лишь на воле природы он находит отдых и успокоение. Люди же относятся к нему со озлоблением, не принимая проповеди любви и правды.
    Такова неизбежная трагедия поэта на пике передовых идей, взглядов. В этом трагедия и Грибоедова, и Пушкина, и Лермонтова.