МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы






Идейно-тематическая связь поэмы "Мцыри" с лирикой М. Ю. Лермонтова

    Поэма “Мцыри” - один из последних классических образцов русской романтической поэзии. Проблематика этого произведения тесно связана С центральными темами лирического творчества Лермонтова: темой одиночества, неудовлетворенности окружающим миром, жаждой борьбы и свободы.
    Мцыри — герой-борец, протестующий против насилия над личностью. Он жаждет воли, свободы, “просит бури”, подобно парусу, не удовлетворяясь тихой судьбой монаха, не покоряясь року:
    Таких две жизни за одну,
    Но только полную тревог,
    Я променял бы, если б мог.
    Тюрьмой стал для Мцыри монастырь. Его желание “узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы”, обусловлено страстным порывом к свободе. Короткие дни побега стали для него временно обретенной волей. Только вне монастыря он жил.
    И лирический герой стихотворения “Парус” не находит успокоения в реальной жизни, не может пойти на примирение с действительностью:
    Под ним струя светлей лазури,
    Над ним луч солнца золотой...
    А он, мятежный, просит бури,
    Как будто в бурях есть покой!
    Разве не так же Мцыри, “как брат, обняться с бурей был бы рад”? В этом стихотворении выражено неискоренимое стремление достичь недостижимого. Постоянная борьба, постоянный поиск, непрерывное стремление к активному действию - вот в чем поэт видел смысл жизни. Именно этим высоким смыслом автор наполнил и поэму “Мцыри”: хотя герою не удалось найти путь в родимую страну, “где люди вольны, как орлы”, Лермонтов прославил поиски могущества воли, мужества, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели.
    Образ Мцыри схож также с лирическим героем стихотворения “Листок”, оторванным от “ветки родимой” и не находящим покоя нигде. Недаром умирающий говорит сам о себе: “Грозой оторванный листок”. Близка Мцыри и тема одиночества, красной нитью пронизывающая все творчество Михаила Юрьевича. Одинок белеющий “в тумане моря голубом” парус, “один и без цели” носится по свету дубовый листок... И герой поэмы одинок:
    Сначала бегал он от всех,
    Бродил безмолвен, одинок... —
    причем одинок не только в среде монахов, но и во всем мире людском. И недаром понятны Мцыри думы разъединенных потоком одиноких скал, которым “не сойтиться никогда”. Этот же мотив одиночества, мечта о соединении несоединимого звучат в стихотворении “На севере диком стоит одиноко...”, выражаясь в образе сосны, грезящей о такой же одинокой и грустной “прекрасной пальме”.
    Чуждый миру людей, презирающий свое окружение, Мцыри чувствует родство лишь с природой. Дитя природы, он припадает к земле и узнает тайну птичьих песен, загадки их вещего щебета, ему понятен “немолчный ропот”, “вечный спор” потока “с упрямой грудою камней”, дума скал, жаждущих встречи. В этой родной ему среде взор его обостряется: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти барса, он видит “зубцы далеких гор” и бледную полосу “меж темным небом и землей”. Природа настолько пробуждает “прилежный взор” Мцыри, что ему чудится, будто сквозь прозрачную синеву небесного свода он может следить “ангела полет” . Похожее состояние души мы видим у лирического героя стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива...”. Он воспринимает пейзаж “сладостным”, приветливым, его душа находится в гармонии с природой, великой силой, вносящей в душу покой и надежду, смиряющей тревогу:
    Тогда смиряется души моей тревога,
    Тогда расходятся морщины на челе, —
    И счастье я могу постигнуть на земле,
    И в небесах я вижу бога...
    Но самой большой любовью для Мцыри была та “одна- но пламенная страсть”, что “изгрызла душу и сожгла”, — любовь к родине. Этим чувством был обусловлен и его страстный порыв к свободе. И даже перед смертью последний привет он посылает родному Кавказу, желая, чтоб его похоронили в таком месте, откуда видны его снежные вершины:
    Оттуда виден и Кавказ!
    Быть может, он с своих высот
    Привет прощальный мне пришлет,
    Пришлет с прохладным ветерком...
    Сходен по содержанию с исповедью Мцыри в этом отношении предсмертный монолог героя стихотворения “Завещание”. Основной тон его составляет скепсис, горечь и неудовлетворенность. Умирающий армеец одинок, его “судьбой, сказать по правде, очень никто не озабочен”. Но он верен своему патриотическому долгу, его любовь к Родине сказывается в приверженности к “родному краю”, ему единственному раненый посылает свой последний поклон.
    Таким образом, поэма “Мцыри” идейно-тематически связана с лирикой Лермонтова. Мужество, цельность натуры, героизм главного героя поэмы являются укором бездеятельному и “позорно-малодушному” поколению Лермонтова, которое “вянет без борьбы” и о котором великий поэт сказал горькие слова:
    Толпой угрюмою и скоро позабытой
    Над миром мы пройдем без шума и следа,
    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
    Ни гением начатого труда.