МегаШпора.ru - ГДЗ, решебники, сочинения, афоризмы

Раннее романтическое творчество М.Горького

    В основе рассказа "Челкаш" лежит событие, о котором Горькому поведал один из участников драмы, разыгравшейся в приморском городке. Беззлобно и насмешливо вспоминал одесский босяк приключившееся с ним. Однако в столкновении двух обездоленных и униженных писатель увидел не забавный случай, способный развеселить читателя, а суровую и горькую правду о процессах, происходивших в самой глубине дореволюционного русского общества.
    Картина трудового дня в гавани, которой начинается рассказ, служит прологом к трагической истории Челкаша и Гаврилы. Вступление пробуждает в нас смутную тревогу, предчувствие надвигающейся грозы.
    внушает мысль о бесчеловечности мира, где люди труда погибают от нищеты и голода. Каждая деталь в картине подчинена решению этой главной идейно-художественной задачи: "небо мутно", "жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль", "закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам", "голоса людей, еле слышные среди шума, слабы и смешны". И сами люди, первоначально родившие этот шум, "смешные и жалкие: их фигурки, пыльные, оборванные, юркие, согнутые под тяжестью товаров... суетливо бегают... в тучах пыли, в море зноя и звуков", "они ничтожны по сравнению с окружающими их железными голосами, грудами товаров, гремящими вагонами и всем, что они создали". Воспроизведенный писателем звуковой рисунок оттеняет враждебность человеку машин и пароходов, символизирующих силу, власть, торжество и самодовольство толстосумов, поклоняющихся одному божеству — золоту. В порту царствуют резкие, надрывные, раздражающие слух звуки: звон, грохот, лязг, вопль, стук, дребезжание, свистки, шипение. В оглушительном шуме чудится "насмешливая нота презрения к серым и пыльным фигурам людей", обезличенных машинами. А сколько трагизма и злой иронии видит Горький в том, как вереницы грузчиков "несут на плечах своих тысячи пудов хлеба в железные животы судов для того, чтобы заработать несколько фунтов того же хлеба для своего желудка"!
    После такого вступления история Челкаша и Гаврилы воспринимается не как частный жизненный случай, а как явление, рожденное миром угнетения.
    Челкаш и Гаврила противопоставлены друг другу во всем. Но больше всего их разделяет представление о свободе и материальном благополучии.
    Для Гаврилы богатство и свобода — синонимы. С детства он твердо усвоил основную заповедь стяжателей — только деньги приносят довольство, почет, уважение, власть и свободу. Дитя мира, где золото — высшая ценность и мерило человеческого достоинства, Гаврила страстно тянется к богатству, на пути к нему сносит позор, унижение, теряет человеческий облик, становится трусливым, алчным, лицемерным рабом.
    Вот он в страхе, смятении рыдает и молит: "Отушай, отпусти ты меня! Христом прошу, отпусти! Высади куда-нибудь! Ай-ай-ай! Про-опал я совсем!.." Но ночная операция благополучно закончилась, в руках несколько хрустящих бумажек, и в ином свете представляется Гавриле вчерашний "грех" — совесть его успокоилась.
    Челкаш полон презрения к людям, которые, подобно Гавриле, говорят о свободе, а на деле остаются рабами мелких страстей и ничтожных забот. Но благородные человеческие качества Челкаша оказываются бесполезными, и он становится "героем на час", неспособным к активной деятельности во имя идеала, которому горячо и проникновенно предан, — ведь свобода, по его мнению, "главное в жизни". Горький не раскрывает подробностей, не рассказывает, как крестьянский парень стал босяком, "вырванным и выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась кровь, что течет в его жилах". Можно лишь предположить, что, уйдя из среды, где "за гроши себя продают", Челкаш надеялся обре сти свободу. Но планы эти оказались несбыточной мечтой, и яркий, одаренный человек, опустившись на дно жизни, влачит жалкое существование вора, презираемый всеми, даже Гаврилой, становится "никому не нужным на земле", жертвой тех, кто под маской "добропорядочности и пристойности" скрывает свою бесчеловечность.
    Хотя в рассказе нет героев, вышедших на сознательную борьбу против несправедливости, писатель будит гнев против всего, что давит, унижает, оскорбляет человека, внушает презрение к потерявшим честь, человеческое достоинство, вызывает отвращение к стяжательству, жадности, своекорыстию, мещанству, — заставляет думать о смысле жизни, высоких нравственных идеалах. В этом великая сила и оптимизм произведения, тайна его бессмертия.